проповеди

О земном «бывании» и в Боге пребывании

23 января, 2024
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Иоанна, гл. XXI, ст.15-25. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На всенощной, 20 января 2024.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляем всех с воскресным днем по Просвещении, то есть после праздника Богоявления, который продлится до следующей субботы, дня равноапостольной Нины.

А завтра будем чествовать одного из Киево-Печерских святых, мощи которых у нас находятся справа, в большом мощевике – это святой преподобный Григорий чудотворец, постриженик самого преподобного Феодосия Киево-Печерского, средина XI столетия. Особенно славен своей кротостью, то есть умение обуздывать эмоции – раздражительность, многословие. Он был чужд всякой обидчивости, мнительности, и ему можно и должно молиться, трудясь над исправлением собственного характера. По призванию он был, точнее по послушанию, он был огородником, выращивал овощи для братии обители. Тоже весьма спасительное дело, особенно для горожан, зачумленных средствами массовой информации, последние свои мозги, простите за грубое выражение, потравивших непрестанным пребыванием в этом информационном пространстве. Здоровые люди умеют себя ограничивать и понимают, что общение с природой, с матушкой-землей из которой слеплено Творцом наше тело, это подлинная терапия, врачевание и души, и тела.

Еще о святом Григории известно, что как-то зимой, проходя по днепровскому льду, он подвергся насмешкам, и грубостями со стороны слуг князя Ростислава. Ростислав – это киевский князь. И святой Григорий кротко заметил этим оруженосцам: нельзя вести так себя с монахами, и поопасил их, как бы они вместе с князем не погибли от воды. Донесли князю слова святого Григория – он вовсе не проклинал отроков и не желал им смерти. Но как раз отличаясь несдержанностью, гневливостью, князь не придумал ничего лучшего, как связать по рукам и ногам этого кроткого постриженика Киевского монастыря и его утопить, так что он претерпел насильственную кончину. Однако ничего доброго из такого надругательства над священнослужителем не вышло. История свидетельствует, что князь Ростислав потерпел именно эту кончину, которая была предсказана кротким отшельником.

Мы с вами готовимся к воскресной литургии и вспомним в заключение таинственные слова Спасителя, сказанные о любимом ученике Иоанна: «Если я хочу, чтобы он пребывал, что, Петре, тебе, до этого? Ты спрашиваешь, какова его судьба. Хочу, чтобы он пребывал, покуда Я не приду». И речь идет, как сам святой Иоанн замечает в Евангелии, не о том, что он не претерпит вовсе телесной кончины и смерти, а о чем-то другом. Вот это что-то другое живо должно и нас касаться. Потому что все течет, все изменяется, говорил древний мудрец. А апостол Павел добавляет: видимое временно, проходит образ мира сего. И все мы, находясь в пространстве времени, как рыбы, увлекаемые течением воды, подходим к своему концу. Зацепиться не за что, как ни смеживает свои глаза человек, как ни прячется от мысли о кончине, как ни пытается здесь закрепиться, еще никому это не удалось.

Между тем, человек существо таинственное, и есть в нас островок спасения – это наш бессмертный дух. Впрочем, неуничтожимость человеческой личности – это еще не есть бессмертие. Ведь оставаясь без Господа и Его живительной благодати, человек тяжко страдает. Страдает на земле и страдает за гробом. Жизнью Священное Писание именует Самого нашего Создателя, Спасителя и Судию: «Аз есмь путь, истина и жизнь». И поэтому наша задача приобщиться, вступить в живой союз с Господом Иисусом, так чтобы благодатная жизнь с избытком уже в этой земной жизни проникла во всей уголки нашего сознания, и мы опытно вкусили того благодатного бессмертия, о котором Спаситель говорил Своим ученикам: «Есть среди вас здесь некоторые, которые еще прежде смерти познают Царство Небесное, пришедшее в силе.

Для этого мы с вами когда-то приняли Крещение, то есть приняли залог благодатной жизни вглубь собственного духа. Для этого мы готовимся приобщаться Святых Христовых Таин. Ибо тот, кто вкушает с верою Небесный Хлеб, уже не умрет душою. Кто-то может, слыша эти слова, сказать: да, я крещен, и я приобщаюсь Святых Христовых Таин достаточно часто, но что-то я никакого бессмертия не ощущаю и не нахожу внутри себя. А напротив, убеждаюсь в том, что душа моя большей частью умирает от тщеславия и гордости, невоздержания всякого рода, празднословия, а особенно от раздражения, гнева, чего-то нечистого, уныния, печали. Что не так, чего мне не хватает?

В Священном Писании есть такие слова: «Господи, вот мы на улицах Твоих ели и пили, а оказались пред закрытыми вратами райского чертога». Итак, для того, чтобы Божественная благодать действительно нас оживотворила и мы получили некое внутренне свидетельство о том, что Бог с нами, а мы в Нем, нужно исполнить заповеди Его. А это не только причащение Святых Христовых Таин, не столько причащение, сколько умение сохранять этот Божественный дар и умножать его. А как его умножать – о этом мы поговорим завтра утром.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024