Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XIV, ст.16-24. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 24 декабря 2023.
Поздравляем вас, дорогие прихожане нашей обители, с днем воскресным, который возвещает о приближающемся Рождестве Христовом. Сегодня мы чествуем все множество святых, спасавшихся верою в грядущего Искупителя Господа Иисуса Христа. От Адама – до Симеона Богоприимца, Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы и святого Иоанна Предтечи, послужившем соединительным звеном между Заветом Ветхим и Новым, ибо именно он указал всем на Мессию, Бога во плоти.
А сейчас мы будем приступать к Святой Чаше. И каждый раз, со страхом и трепетом приемля Пречистые Тело и Кровь Господни, мы воспоминаем воскресное евангельское чтение, оно как раз и говорит о самом важном, о самом главном языком притчи. Царь Небесный учреждает пир, и как-то один из слышавших слово Господа фарисеев сказал: блажен, кто будет участником вечери Твоей, кто вкусит с Тобою, Иисусе, на вечери Твоей. А в книге Откровения, Апокалипсиса, мы находим таинственные слова, с неба приходящие: блажен тот, кто достойно участвует в вечери Агнца. А Спаситель, прощаясь с учениками на Тайной вечери, когда впервые была свершена Евхаристия, сказал: отныне не буду Я вкушать здесь, на земле от виноградной лозы, пока не буду пить с вами новое вино во Царствии Моем.
Вот мы с вами, христиане Нового Завета, и призваны вкушать эту странную, удивительную пищу, источник бессмертия под образом хлеба и вина. Мы входим в общение с Самим Сыном Божиим, становясь причастниками Его непорочного Тела, растворяя свою грешную кровь с Его Божественной Кровью и вступая в общение с непостижимым и вечным Божеством Господа нашего Иисуса Христа. Однако трапеза эта столь высока, столь свята, что кое-как, без рассуждения к Святой Чаше прикасаться никому не должно. Но каждый, по апостолу Павлу, должен рассуждать в совести своей, готов ли он освятиться этим огнем, который очищает нас от всякого греха. А кто готов? А это тот, кто с радостью принимает призыв Иисуса Христа: приимите, вкусите, сие есть Тело Мое за вас ломимое – то есть не без мук крестных Спаситель приготовил нам эту снедь – во оставление грехов. Пийте от этой Чаши – все пейте, – сия есть Кровь Моя за вас изливаемая во оставление грехов.
Вот эти слова - «во оставление грехов» - должны быть золотыми буквами написаны в сердце каждого причастника. Что они означают? Они означают, что кающемуся Бог все прощает, в чем только ни упрекала его совесть сегодня утром и в предыдущие дни. А во-вторых, эти слова означают, что мы должны оставить грех вольный и невольный, отвратившись от него. И то, что вчера нас мучило, пленяло, уязвляло, сегодня должно остаться за нашей спиной, потому что свет Божий нас осиявает, Господь дарует нам свободу, Своей силой утраивая, удесятеряя наши немощные силы, даруя нам жизнь во свете, в любви, в мире, в радости. Нас из тюрьмы, образно говоря, освобождая, выводя нас на свет Божий. Вот только с таким расположением и нужно причащаться Святых Таин. А не так: ну я причащусь, а грехи свои и образ жизни предосудительный я еще оставляю при себе. Такой человек может оказаться повинным против Тела и Крови Иисуса Христа.
И притча наша сегодняшняя говорила о том, что приглашенные на пир вдруг, как бы сговорившись, начали извиняться пред щедродательным господином: прости меня, прийти не могу – я женился; а я иду испытать волов, мною купленных; а мне нужно осмотреть участок земли (на Новой Риге приобрел я эту землю, надо смотреть, не ошиблись ли там с кадастровыми измерениями) – и никто не пришел из этих людей. О чем говорит притча? О том, что земля и земное имеют магическую власть над людьми, которые не успели полюбить Иисуса Христа. И страсти чувственности, земного стяжания, суетных забот и попечений, как щупальца осьминога, захватывают душу во власть, только чтобы она не посмотрела в лице Иисуса Христа. Зато вместо вот этих людей бизнес-класса средней руки, образно выражаясь, Спаситель повелевает пригласить убогих, хромых, нищих, недужных. Это означает, что человек, который борется с земными трудностями, жалуется на хвори, ощущает, что земное счастье обошло его стороной, - он исповедует свою нужду в Боге, он тянется к Нему, он льнет к Нему, как блудный сын к Отцу, потому что мир не утешает его, а вот Христос хочет обнять и простить и освятить.
И сегодня нам должно с великой ответственностью, в преддверии Рождества приобщаясь Святых Христовых Таин, независимо от нашего имущественного ценза, возлюбить Господа так, чтобы все остальное было лишь чем-то вспомогательным. Если кто подавлен был вчера чувственностью, стремясь к телесным удовольствиям, должен знать, что Бог преподает нам Свое Тело и делает нас бессмертными, предуставляет нас к воскресению, возвращает нам вечную молодость, делает человека Своим возлюбленным сыном. А вот кто привязан к земным наделам, должен знать, что в Таинстве Причащения нам откроется земля, сокрытая в глубинах нашего сердца, внутренний мир, бездонно глубокий, область духа, в котором – духе - Сам Христос таинственно пребывает и общается с нами. А кто вот привязан к волам – к автомобилям - должен тоже знать, что Господь в услужение причастнику ниспосылает ангелов и мы вступаем в общение с Небесными силами, со святыми; Господь нам дарует, как Илии пророку, огненную колесницу, чтобы мы восходили во области заочны и по причащении осознали свое главное предназначение – предстоять Святой Троице, очами веры созерцать Ее, прославлять Отца и Сына и Святого Духа и в этом занятии сокровенном обретать свободу, счастье, бессмертие и самое спасение. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.