проповеди

О Божием благопоспешении и неблагой поспешности

26 декабря, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Иоанна, гл. XX, ст. 1-10. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На всенощной, 23 декабря 2023.

Поздравляем всех с днем воскресным, именуемым днем Святых праотцев. Мало-помалу мы приближаемся к празднику Христова Рождества и воспоминаем сегодня и завтра угодников Божиих Ветхого Завета, начиная от Адама до Иоанна Предтечи, каждый из которых еще до пришествия Спасителя, веруя в грядущего Искупителя, израбатывал свое спасение, то есть готовился к искуплению Духом Святым, свершенным боговоплощением и воскресением нашего Спасителя.

Итак, завтра праздничная Божественная литургия. А мы кратко вспомним, что слышали только-только: Петр, самый пожилой из учеников, и Иоанн, самый молодой, по слову Марии Магдалины, не нашедшей Учителя во гробе, устремляются из Сионской горницы к пещере, где было положено тело Иисусово. Иоанн бежал скорее Петра, и немудрено, ибо он был весьма молод и весь устремлен ко Христу Искупителю. Однако остановился у входа в пещеру, пропустив вперед Петра, оказав ему уважение к его возрасту, что указывает на деликатность, смирение, такт Иоанна, почему он и был любимым учеником, ибо всего более был похож на Христа Искупителя по этим качествам.

В отличие от Иоанна Богослова, мы, покуда были молодыми, не оглядывались на пожилых. И действительно очень часто юность бывает вот так безоглядчива, самолюбива, эгоистична и не видит далее собственного носа. Вот почему русский народ сложил такие мудрые пословицы: «Поспешишь – нагрешишь и людей насмешишь». Поспешность вредна не только в земных делах, ибо часто человек, усвоивший себе такой стиль жизни, жертвует качеством во имя количества. Наш народ мудр необыкновенно, и есть еще другое изречение: «Необъятного не обымешь». Человек, который думает успеть сделать все и сразу, как правило, выбивается из сил на середине дистанции. Начинает «за здравие» и либо вовсе не заканчивает, либо завершает дело «за упокой», то есть кое-как.

А уж в духовной жизни действуют совсем иные законы. И те, кто с советского времени привык перевыполнять нормы, опережать план, трудиться по-стахановски – мы героев советской жизни не осуждаем, но в духовной жизни гигантизм, вот эта безоглядчивость, стремление получить все и сразу, изработать спасение исключительно собственными усилиями, оборачивается смехом для кур, «курам на смех». Потому что как ни пыжится человек, как ни вылезает из кожи, будучи существом падшим, он собственными лишь усилиями, кажется, достигает первого результата. Но последнее бывает хуже первого, потому что живущая в нас гордость обращает на противоположность те внешние достижения, которыми мы думали похвалиться, если не перед людьми, то перед самими собой.

Священное Писание учит нас: «От Господа стопы человеческие исправляются». То есть исправление есть дело Божией благодати, невидимо участвующей в нашем маленьком подвиге. И главное искусство духовной жизни и борьбы внутренней, сопряженной с ней, заключается в том, чтобы на Бога надеясь самому не плошать. Наши труды сами по себе бессильны, они являются лишь свидетельством нашей искренности, нашего желания быть с Господом, но без Его спасающей десницы, которая некогда того же Петра извлекла из морской пучины, без тайного вспомоществования благодати, силы, от Бога исходящей, все собою восполняющей и врачующей нашу гордыню, достичь благого результата невозможно. Вот почему в Священном Писании сказано, что Бог все расположил в нашей жизни числом, мерою и весом. А мы от себя сложили присловье, что нужно все свершать с чувством, с толком, с расстановкой, не отставая от Божиего плана для нас начертанного, но и не опережая Божественную благодать. Те, кто действуют несообразно с Божиим планом, заслуживает другой характеристики: «Дурная голова ногам покоя не дает». Вот почему так важно в деле покаяния, молитвенного устремления ко Господу просить: «Господи, Твоя святая, мудрая, всесовершенная, непостижимая, спасительная воля да будет во мне и со мною. Не моя, но Твоя воля да осенит мою душу».

И действительно, человек, который не всуе читает молитву «Отче наш» – сердцевиной этой молитвы является прошение: «да будет воля Твоя яко на небеси и на земли», – обретает от Господа особый дар разумения непостижимой сущности тайны своего спасения, равно как и окружающих людей. И эта тайна раскрывается в чем? «Non progredi est regredi», – говорил блаженный Августин. Тот, кто не движется веред, всегда отступает или откатывается назад. В духовной жизни главное – не оборачиваться назад, не наступать на вчерашние грабли, не возвращаться к тем страстям, которые с Божией помощью нами уже изжиты в начале нашего покаяния. Между тем наша падшая природа обладает своего рода инерцией и многие молодые люди, избавившись от грубых страстей, начав мыслить и жить по-христиански, во второй половине свой жизни – парадокс – теряя ревность и любовь к Богу, впадают во все тяжкие, в те самые греховные пристрастия, которые некогда держали их вдали от Церкви Божией.

Самое главное в молитвенной жизни – это постоянство, постоянство в богоугождении. Поэтому мудро говорят древние подвижники благочестия: слишком большое молитвенное правило, усвоенное тобой по неразумной ревности, может оказаться подводным камнем, потому что, потеряв горячность веры, ты оставишь все и вся и откатишься далеко назад. Лучше взять правило совсем небольшое, но никогда уже, положив руку на плуг этого правила, не останавливаться, не оборачиваться назад, но совершать движение с постоянством, умеренностью и аккуратностью.

И, конечно, не забывать те деликатность, смирение и оглядчивость на других людей, которые свойственны святому Иоанну Богослову. Будем помнить, что мы подвизаемся все вместе, у Бога нет лидеров и аутсайдеров, мы все одна семья, почему апостол говорит: «Заступайте немощные» – то есть помогайте тем, кто чувствует себя побежденным. Мы все нужны друг другу, в христианском обществе должно свершаться взаимное перераспределение любви: ты силен, потому что твой сосед слаб; ты болен, зато твой ближний здоров. И в этой взаимной поддержке, а главное, тайной молитве друг за друга, церковный организм получает ту целостность и ту силу благодати, которая каждому вспомоществует, влеча его душу ко спасению.

И наконец, последнее. В чем же заключается идеал духовной жизни? В том, чтобы - как птица, набрав высоту, распластывает крылья и, встраиваясь в воздушный поток, уже не прилагает излишних сил, просто держит баланс равновесия, а этот теплый ветер несет ее в заоблачную даль – так вот и христианин, когда совершенно смирится пред Богом, почувствовав свою слабость, немощь, даже ничтожность, полноту зависимости от Господа, и вместе с тем никогда не будет отпускать вожжи и будет следить за своей душой и всегда внутренне молиться: «Иисусе, помилуй мя», к нему в конце концов приходит благодать. Точнее, он начинает осязать ее, и она уже никогда его не оставляет, потому что он никого уже не осуждает. И то, что было вчера горьким, становится сладким, то, что вчера было тяжелым, становится легким, спасение оказывается и близким и возможным. Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024