проповеди

Кто есть ближний наш? Христос!

27 ноября, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл. X, ст. 25-37. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 26 ноября 2023.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Вспомним, как приступили к Спасителю так называемые законники, искушая Его, – то есть с недоброй целью, с хитрым умом, с холодным сердцем, – вопрошали его о том, что в законе главное, что второстепенное. И это беда не только законников, но и нас людей XXI столетия, ум которых перегружен сведениями, а сердце часто пусто, или холодно, или отягощено эгоизмом, себялюбием. И, находясь в таком разрушенном состоянии, каждый из нас пытается что-то домыслить о Боге, друг о друге, разобраться в жизни, и тайна эта нам не дается. Потому что тайна жизни есть любовь. Сам Бог источник этой любви, а мы, Его живые образы, живем в ту меру, в какую эту любовь воспринимаем, накапливаем и отдаем. Вот почему Спаситель тотчас огорошил этих крючкотворов и знатоков буквы словами о любви к Создателю и к ближнему.

«А кто есть мой ближний?» – вопрошал законник. Потому что у них тоже существовали особые теории, которые сегодня положены во главу всяких богопротивных учений – коммунизма, сионизма, фашизма, расизма, – кто ближний, а кто нет, социально близкий, социально далекий, враг, друг. И Спаситель вновь огорошил этого человека, рассказав ему притчу о милосердном самарянине, то есть вовсе недостойном как будто общения человеке, оказавшем милость попавшему в несчастье жителю Иерусалима. И в завершение спросил: «Кто же, ты думаешь, является ближним вот этому несчастному – равнодушный священник, занятый чем-то прислужник или этот, самарянин?» «Вот он-то, самарянин, собственно, и есть ближний», –ответил против воли законник. «Иди, и ты твори такожде». И вот в этом ответе Спасителя и заключается очень важная для каждого из нас истина.

Мы все спрашиваем: где наша половинка? И вообще, где в этом мире любовь? Где это создание, которое меня будет любить преданно и нежно, где мой человек? И вообще от кого я могу все получить, по чему скучает мое сердце? С кем дружить, а с кем нет, кого любить, а кого держать на дистанции? И вот Спаситель отвечает на этот вопрос. Сам будь ближним для всех и вся вокруг себя. Сам разруши преграду равнодушия, гордости, себялюбия и приблизься к страждущему человечеству, перестань различать хороших и нехороших, правых и неправых, понимающих и непонимающих, сочувствующих и несочувствующих тебе. Но наклонись, как этот самарянин с сердоболием наклонился над несчастным жителем Иерусалима, и яви ему полноту заботы и любви.

Но замечательно, что под образом самарянина Христос являет Себя Самого – Бога во плоти. Действительно Спасителя обзывали, и ругали, и называли вот таким самарянином его сопротивники. И для нас открывается очень важная истина, о которой мало мы помышляем. Заповедь «возлюби ближнего своего» очень таинственная. Ибо ближним нашим – самым ближним, самым близким, самым родным – является Господь Иисус Христос. Он и есть наш ближний, потому что все мы потомки Адама, страждущее человечество, загнивающее заживо в своих страстях и болезнях, израненное бесами-разбойниками, вот так и лежали бы неподвижно, ограбленные и обесчещенные, если бы не Он – вечный, всеблагой и всемогущий Господь, не преклонил то есть небеса, не усвоил Себе нашу природу, не воплотился, родившись от Марии Девы, и не свершил полноты благодеяния со всем человечеством и с каждым из нас. Возлив на нас елей – масло и вино, пролив за нас собственную Кровь со креста, и даровав нам Божественную благодать, елей, Христос Спаситель возложил нас на ослика – тоже таинственный образ, – вочеловечения, и привез нас в гостиницу – Церковь Божию, которую стяжал Своею Кровию, поручил ангелам и служителям нас врачевать, назидать, возрождать нас Духом Святым. Дав все необходимое и достаточное, два динария – мудрость и Ветхого и Нового Завета, обещав воздать тем, кто сослужит Христу, покуда каждый из нас не выздоровеет душой, а затем и телом.

Итак, ближний наш есть Христос Спаситель. И когда мы слышим эту заповедь – возлюби ближнего как самого себя, – мы должны думать именно о Нем, о Господе Иисусе Христе. Он и есть наш ближний, который ради нас стал человеком, отдал нам Свою Кровь, усвоил себе нашу природу, за нас взошел на крест, даровал нам благодать Святого Духа, даровал нам таинства, днем и ночью печется, заботится о нас. Весь мир – это таинственная корчемница, и Бог непрестанно нам благодетельствует и солнечным светом, и воздухом, и хлебом насущным, и всей совокупностью обстоятельств, окружающих нас, не упускает ни малого, ни большого, нянчится с нами как с малыми детьми. И Он-то, всемогущий Творец, ставший человеком, является нашим самым-самым близким, самым родным для нас существом. Его мы должны возлюбить, послужить Ему. Послужить Ему, как Он служит нам.

И в таинстве Причащения мы приглашаем всемогущего Бога стать нашим самым близким другом, потому что кто может быть ближе, чем Тот, Кто поселяется в твоем сердце. Так что, причастившись Святых Христовых Таин, мы становимся палатой, в которой Сам Христос, милосердный самарянин, пребывает. И становится ясным слово Господа: «И ты твори так, как этот самарянин, делай. Без Меня не можете ничего доброго сотворить». А причастник со Христом. И наша задача – по причащении предоставить Господу свершать все, что Он свершал в отношении этого несчастного, то есть с нами. И если человек умалится перед Господом, если будет носить Его в сердце и предстоять Ему, то Христос обретет свободу чрез нас являть в этом мире дела Своего милосердия. И каждый из нас обретет способность служить дальним и ближним, дальних у нас нет. Все человечество – это наша собственная природа, которую мы должны любить, и пользовать, и служить ей, потому что Сам Бог чрез нас изливает Свою любовь на окружающий мир.

И как Христос возлил на этого нечастного елей и вино, так каждый из нас призван относиться с милосердием ко всем людям без изъятия, ко всем – это образ елея душистого и питательного масла. Сейчас люди слово «елей» употребляют иронически: ой, у вас елейный взгляд, ой, у вас елейные какие-то выражения, – но это лукавый всегда извращает реалии Священного Писания. А мы должны быть милостивы и в улыбке, и в словах, и в обхождении, и в поведении, и в поступках наших. А крепкое вино – это уже тайны нашей веры, которой мы призваны делиться с ближними. Но не сразу приступать со словами веры, а прежде дела любви. Как говорят: сначала полюби тех, кому хочешь проповедовать. И доброе слово о вере, о Боге, о спасении принимается только от доброго человека, а не от грамотного, но холодного и злого. И мы призваны действительно наших ближних и дальних, кто пожелает откликнуться, получив от нас помощь, приводить в эту корчемницу – в Церковь Божию. Потому что есть у нас два динария – это динарий один и второй есть мудрость, мудрость и милость – милость в делах, мудрость в словах. А также Ветхий и Новый Завет, откуда мы черпаем слова мудрости.

И, таким образом, еще раз сформулируем основную мысль. Ближний наш, которого мы должны любить как самого себя – это Христос Искупитель. Послужить Ему хотя бы в четверть, как Он служит нам. Как Он нам служит, мы уже выяснили – Он нас создал, Он нас искупил, Он нас соединяет с Собою, дарует нам и земную жизнь, и вечную. Итак, мы призваны служить Христу Искупителю – держать Его всегда в уме и сердце с благодарением, молиться ему, и предоставить Ему, Господу, этому милосердному самарянину, действовать чрез нас. Как Христос говорит: «Ученик Мой сотворит дела большие, нежели Я творю. Без Меня не можете творити ничесоже». И если у людей непричащающихся никогда это не получится, то у человека, который причащается Святых Христовых Таин и сохраняет их в благодарении и благоговении, все получится – то есть он может предоставить Христу являть дела Его благости, премудрости и всемогущества. Это бывает у тех, кто мало о себе думает, Господа Бога благодарит, умаляется всецело пред Богом и с любовью служит ближним, рассчитывая на тайное содействие Божественной благодати, которая изливается чрез нас, исходя из глубин нашего сердца, где поселяется Христос. Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024