Проповедь на Евангелие от Луки, гл. X, ст. 25-37. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 26 ноября 2023.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Вспомним, как приступили к Спасителю так называемые законники, искушая Его, – то есть с недоброй целью, с хитрым умом, с холодным сердцем, – вопрошали его о том, что в законе главное, что второстепенное. И это беда не только законников, но и нас людей XXI столетия, ум которых перегружен сведениями, а сердце часто пусто, или холодно, или отягощено эгоизмом, себялюбием. И, находясь в таком разрушенном состоянии, каждый из нас пытается что-то домыслить о Боге, друг о друге, разобраться в жизни, и тайна эта нам не дается. Потому что тайна жизни есть любовь. Сам Бог источник этой любви, а мы, Его живые образы, живем в ту меру, в какую эту любовь воспринимаем, накапливаем и отдаем. Вот почему Спаситель тотчас огорошил этих крючкотворов и знатоков буквы словами о любви к Создателю и к ближнему.
«А кто есть мой ближний?» – вопрошал законник. Потому что у них тоже существовали особые теории, которые сегодня положены во главу всяких богопротивных учений – коммунизма, сионизма, фашизма, расизма, – кто ближний, а кто нет, социально близкий, социально далекий, враг, друг. И Спаситель вновь огорошил этого человека, рассказав ему притчу о милосердном самарянине, то есть вовсе недостойном как будто общения человеке, оказавшем милость попавшему в несчастье жителю Иерусалима. И в завершение спросил: «Кто же, ты думаешь, является ближним вот этому несчастному – равнодушный священник, занятый чем-то прислужник или этот, самарянин?» «Вот он-то, самарянин, собственно, и есть ближний», –ответил против воли законник. «Иди, и ты твори такожде». И вот в этом ответе Спасителя и заключается очень важная для каждого из нас истина.
Мы все спрашиваем: где наша половинка? И вообще, где в этом мире любовь? Где это создание, которое меня будет любить преданно и нежно, где мой человек? И вообще от кого я могу все получить, по чему скучает мое сердце? С кем дружить, а с кем нет, кого любить, а кого держать на дистанции? И вот Спаситель отвечает на этот вопрос. Сам будь ближним для всех и вся вокруг себя. Сам разруши преграду равнодушия, гордости, себялюбия и приблизься к страждущему человечеству, перестань различать хороших и нехороших, правых и неправых, понимающих и непонимающих, сочувствующих и несочувствующих тебе. Но наклонись, как этот самарянин с сердоболием наклонился над несчастным жителем Иерусалима, и яви ему полноту заботы и любви.
Но замечательно, что под образом самарянина Христос являет Себя Самого – Бога во плоти. Действительно Спасителя обзывали, и ругали, и называли вот таким самарянином его сопротивники. И для нас открывается очень важная истина, о которой мало мы помышляем. Заповедь «возлюби ближнего своего» очень таинственная. Ибо ближним нашим – самым ближним, самым близким, самым родным – является Господь Иисус Христос. Он и есть наш ближний, потому что все мы потомки Адама, страждущее человечество, загнивающее заживо в своих страстях и болезнях, израненное бесами-разбойниками, вот так и лежали бы неподвижно, ограбленные и обесчещенные, если бы не Он – вечный, всеблагой и всемогущий Господь, не преклонил то есть небеса, не усвоил Себе нашу природу, не воплотился, родившись от Марии Девы, и не свершил полноты благодеяния со всем человечеством и с каждым из нас. Возлив на нас елей – масло и вино, пролив за нас собственную Кровь со креста, и даровав нам Божественную благодать, елей, Христос Спаситель возложил нас на ослика – тоже таинственный образ, – вочеловечения, и привез нас в гостиницу – Церковь Божию, которую стяжал Своею Кровию, поручил ангелам и служителям нас врачевать, назидать, возрождать нас Духом Святым. Дав все необходимое и достаточное, два динария – мудрость и Ветхого и Нового Завета, обещав воздать тем, кто сослужит Христу, покуда каждый из нас не выздоровеет душой, а затем и телом.
Итак, ближний наш есть Христос Спаситель. И когда мы слышим эту заповедь – возлюби ближнего как самого себя, – мы должны думать именно о Нем, о Господе Иисусе Христе. Он и есть наш ближний, который ради нас стал человеком, отдал нам Свою Кровь, усвоил себе нашу природу, за нас взошел на крест, даровал нам благодать Святого Духа, даровал нам таинства, днем и ночью печется, заботится о нас. Весь мир – это таинственная корчемница, и Бог непрестанно нам благодетельствует и солнечным светом, и воздухом, и хлебом насущным, и всей совокупностью обстоятельств, окружающих нас, не упускает ни малого, ни большого, нянчится с нами как с малыми детьми. И Он-то, всемогущий Творец, ставший человеком, является нашим самым-самым близким, самым родным для нас существом. Его мы должны возлюбить, послужить Ему. Послужить Ему, как Он служит нам.
И в таинстве Причащения мы приглашаем всемогущего Бога стать нашим самым близким другом, потому что кто может быть ближе, чем Тот, Кто поселяется в твоем сердце. Так что, причастившись Святых Христовых Таин, мы становимся палатой, в которой Сам Христос, милосердный самарянин, пребывает. И становится ясным слово Господа: «И ты твори так, как этот самарянин, делай. Без Меня не можете ничего доброго сотворить». А причастник со Христом. И наша задача – по причащении предоставить Господу свершать все, что Он свершал в отношении этого несчастного, то есть с нами. И если человек умалится перед Господом, если будет носить Его в сердце и предстоять Ему, то Христос обретет свободу чрез нас являть в этом мире дела Своего милосердия. И каждый из нас обретет способность служить дальним и ближним, дальних у нас нет. Все человечество – это наша собственная природа, которую мы должны любить, и пользовать, и служить ей, потому что Сам Бог чрез нас изливает Свою любовь на окружающий мир.
И как Христос возлил на этого нечастного елей и вино, так каждый из нас призван относиться с милосердием ко всем людям без изъятия, ко всем – это образ елея душистого и питательного масла. Сейчас люди слово «елей» употребляют иронически: ой, у вас елейный взгляд, ой, у вас елейные какие-то выражения, – но это лукавый всегда извращает реалии Священного Писания. А мы должны быть милостивы и в улыбке, и в словах, и в обхождении, и в поведении, и в поступках наших. А крепкое вино – это уже тайны нашей веры, которой мы призваны делиться с ближними. Но не сразу приступать со словами веры, а прежде дела любви. Как говорят: сначала полюби тех, кому хочешь проповедовать. И доброе слово о вере, о Боге, о спасении принимается только от доброго человека, а не от грамотного, но холодного и злого. И мы призваны действительно наших ближних и дальних, кто пожелает откликнуться, получив от нас помощь, приводить в эту корчемницу – в Церковь Божию. Потому что есть у нас два динария – это динарий один и второй есть мудрость, мудрость и милость – милость в делах, мудрость в словах. А также Ветхий и Новый Завет, откуда мы черпаем слова мудрости.
И, таким образом, еще раз сформулируем основную мысль. Ближний наш, которого мы должны любить как самого себя – это Христос Искупитель. Послужить Ему хотя бы в четверть, как Он служит нам. Как Он нам служит, мы уже выяснили – Он нас создал, Он нас искупил, Он нас соединяет с Собою, дарует нам и земную жизнь, и вечную. Итак, мы призваны служить Христу Искупителю – держать Его всегда в уме и сердце с благодарением, молиться ему, и предоставить Ему, Господу, этому милосердному самарянину, действовать чрез нас. Как Христос говорит: «Ученик Мой сотворит дела большие, нежели Я творю. Без Меня не можете творити ничесоже». И если у людей непричащающихся никогда это не получится, то у человека, который причащается Святых Христовых Таин и сохраняет их в благодарении и благоговении, все получится – то есть он может предоставить Христу являть дела Его благости, премудрости и всемогущества. Это бывает у тех, кто мало о себе думает, Господа Бога благодарит, умаляется всецело пред Богом и с любовью служит ближним, рассчитывая на тайное содействие Божественной благодати, которая изливается чрез нас, исходя из глубин нашего сердца, где поселяется Христос. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.