Проповедь на Евангелие от Марка, гл. XVI, ст.1-8. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На всенощной, 18 ноября 2023.
Поздравляем всех с наступающим днем воскресным. По обычаю нашей обители, ранняя литургия в храме Всех Святых, поздняя здесь, в Алексеевском храме.
И, как всегда, мы готовимся к воскресному дню, это вершина нашей жизни. И вспомним сегодня мироносиц, которые испытывали великий трепет и страх, вступив в сумрачный свод пещеры, где они не нашли тело Господа Иисуса, зато услышали к ним обращенное слово Сил Небесных: «Вот место, где лежало тело Его, но Его нет здесь. Идите в Галилею, – говорил им светоносный юноша, с неземной красотою лика своего. – Он встретит вас в Галилее, как и обещал вам». И пораженные, изумленные, устрашенные этим небесным видением, ученицы Христовы поспешали в Иерусалим, в Сионскую горницу, не смея даже друг с другом беседовать, настолько переполняло их чувство радостного изумления – названо по-славянски ужасом. Хотелось бы позаимствовать от апостолов и учениц Христовых это замечательное богодарованное духовное качество, именуемое благоговеинством, благоговением по-русски. Особое духовное качество, когда ум молчит, очищенный от всех помыслов, сердце мирствует, а дух человеческий, ощущая присутствие Небесного Отца, всемогущего и всеблагого, любящего, милующего, всесвятого, дух человеческий устремлен к Нему – Творцу, Искупителю и Судии. Как младенец замирает в объятиях матери, так в лучшие минуты нашей жизни, предстоя лицу Господа, мы уподобляемся вот этим ученицам Христовым.
Замечено, и многие с сожалением признаются, что, обратившись некогда к Церкви Божией, ко Христу, они ходили в этом детском радостном трепетном чувстве, как если бы нас ввели в прекрасный дворец, наполненный роскошными предметами, картинами, мы ступали бы по инкрустированному мрамором полу и созерцали все это великолепие, боясь даже думать о том, чтобы бросить на пол какую-нибудь бумажку или сказать какое-то нелепое слово. Многие признаются, что в первые их дни, недели, месяцы обращения ко Христу наполняли таким детским чувством, в котором присутствовало и благоговение, и радость, и удивительная свобода, а вместе с тем и желание помолчать. Куда все это уходит? Конечно, Бог и вчера, и сегодня один и тот же. И в нашей власти возвратить ту первую любовь ко Христу, которая сделала нас крылатыми существами, едва ли не ангелами, поселив в сердце чувство радости, легкости, преданности Творцу. Что от нас требуется кроме покаяния, исповедания всех согрешений?
Во-первых, внимание на молитве. Святой Симеон Новый Богослов в своих высоких писаниях говорит: нет ничего боле вредного, чем тараторить молитвы, чем произносить их по привычке, чем блуждать умом, шевеля при этом устами. Небесный Отец не таков, чтобы требовать от нас вычитки самой по себе, и само слово это – «вычитка» – навряд ли может кого-то вдохновить. Но если мы хотим, чтобы беседа наша усладилась Господу, была приятна Ему, чтобы каждое слово наше падало к Его стопам, чтобы мы слышали эхо от нашей молитвы – то есть Божия благодать касалась наших души и приводила их в молчание и тишину, умиротворяла, просвещала, – молиться нужно со вниманием. И если для этого требуется неспешное моление, пусть оно будет неспешным. Если требуется уединение – будем искать его, для того чтобы уметь и в многолюдстве в келье нашей души единому с единым Богом беседовать.
Для того чтобы эта молитва действительно сроднилась с нами, и мы собеседовали с нашим Творцом, и дыхание хлада тонка, Божественная благодать витала в нашей душе, нужно прибавить еще ко вниманию неосуждение. Запретить себе раз и навсегда и поддерживать этот внутренний запрет на осуждение, недоброе расположение, раздражение, недовольство, зависть, мнительность – все то, что делает нас изгоем в очах Небесного Отца, сотворившего этот прекрасный мир и на планете людей поселившего Свои создания по образу и подобию Божию.
И, конечно же, благоговеинство рождается, когда мы изрядствуем в благодарении. Хочу, говорит Иоанн Златоустый, чтобы каждое твое моление завершалось искренним и теплым благодарением Создателя, пекущегося о тебе и изливающего непрестанно на тебя большие и малые Свои милости. А благодарение не формальное. Принимает ли Господь от нас скороговоркой прочитанное правило по Святом Причащении? Принимает только тогда, когда мы возвращаемся к этим молитвам, и своими словами приносим Господу песнь хвалы, и признаемся Ему в том, как Он нас облагодетельствовал, и боимся потерять то священное безмолвие, тишину, торжество, радость души, боимся возвратиться к тем худым помыслам, которые вчера, может быть, нас истязали в награду за наш косой взгляд и раздвоенный язык.
Итак, испросим у святых апостолов и жен-мироносиц этот замечательный дар благоговеинства пред Создателем, который рождается по вере в Его вездесущие, соприсутствие нам, по любви к Нему, стремлению жить с Ним в союзе. И посему мы, если молимся, то со вниманием, если общаемся с людьми, то с любовью, если завершаем день, то изливаем Творцу благодарность за прошедший день и испрашиваем благословение на наступающую ночь. С тем, чтобы по завершении ее нам вновь предстать пред лице Господа, как учит нас царь Давид: заутро предстану Господу своему, всегда явити ми ся славе Твоей. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.