Проповедь на Евангелие от Матфея, гл. XXVIII, ст. 16-20. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На всенощной, 11 ноября 2023.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Поздравляем всех с наступающим днем воскресным, когда по обычаю в нашей обители ранняя литургия в 6.40 в Алексеевском храме. Позднее молебственное пение в половину девятого в храме Всех Святых и затем Божественная литургия. Как хорошо готовиться к воскресной службе, начиная с субботней всенощной. И сегодня мы слышали вновь о явлении Воскресшего Господа, и можно приноровить слышание к подготовке к воскресной литургии.
Действительно ученики, по повелению Христа Спасителя, восходили на некую гору, где неожиданно для них и свершилось им явление восставшего из мертвых Христа. Восхождение на гору – это образ трудничества духовного, восхождение к встрече со Христом, что и свершается в святой Евхаристии. Мы помним, что Спаситель всегда учеников побуждал к подобному подвигу – есть гора евангельских блаженств, есть гора Фавор, есть гора Елеонская и здесь - подъем. Для нас он начинается уже с поста пятничного, в субботу мы стараемся быть на всенощной, а значит, оставляем мирские земные дела, сосредотачиваемся на дне воскресном. Усердные берут в руки Псалтирь, молитвослов, читают правило, предстоят Живому Богу. И эти усилия вкупе и знаменуются таким восхождением. На Божественной литургии мы всегда, по вере нашей, встречаемся с Тем, Кто победил смерть воскресением. Впрочем, были и сомневающиеся среди тех, кто следовал за самыми преданными и испытанными в вере учениками. Действительно, храм открыт для всех и входит в Божий храм и Божию обитель человек с разными помыслами, намерениями, иногда и без всяких помыслов, из любопытства. Однако всякий раз уходит отсюда иным, нежели до вхождения в святилище Божие.
Обратим внимание на слова евангелиста Матфея: и приступль, приблизившись к ученикам, Христос сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Бог воскресший приступил к ученикам, сделал к ним несколько шагов, может быть, снизошел со Своей высоты к ученикам. Что это значит? Это значит, что Божия благодать всегда предваряет наши человеческие усилия, как и мы ежедневно просим: заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Это значит, что никто не приходит к Сыну Божиему, если Отец прежде непостижимым образом не привлечет человеческую душу к своему Спасителю. Это значит, что не только действования наши, но и хотения, и намерения наши, несмотря на самовластье, на то, что мы почтены свободой произволения, неким образом самые намерения нашего сердца осуществляются не без участия Божественной благодати. И вот почему нужно всегда сознавать себя ничтожеством, нулем, а вместе с тем благодарить Небесного Отца за Его всемогущество и благость. Ибо таковы мы, существа, созданные по Его образу, живущие, движущиеся единственно силой Божией.
Итак, еще раз вникнем в эти слова: и приступив – приступль, приближившись, Христос обратился к апостолам со словом. И в нашей жизни свершается то же самое. И в Евангелии Христос множественно свидетельствует: сколько раз Я хотел собрать вас, как наседка под крылом собирает птенцов, в Иерусалиме. Действительно, Господь Бог хочет всем спастись и в разум истины прийти. Он благ и многомилостив, любовь Его преизбыточествует. Не мерою дает Бог Духа Святого. Почему и мы призваны всегда начинать нашу молитву со славословия и завершать наше предстояние Богу воздаянием Ему благодарности и хвалы.
Господь приближается к ним многообразно и многочастно. Приближается к нам, когда по пробуждении нашем к нам приходит вдруг светлый помысл, выдавая таким образом присутствие незримого телесными очами Ангела Хранителя. Приближается к нам Господь, когда мы, потрудившись раскрыть Евангелие, вдруг чувствуем некое озарение внутреннее, понимание прежде сокрытого от нас смысла Священного Писания. Приближается Господь чрез посредство людей, как и говорил древний святитель: Богу угодно, чтобы человек был наставляем чрез человека. И Божественную благодать мы принимаем опосредованно в нашем взаимном общении.
А особенно приближается к нам Господь, когда мы приближаем ко кресту и Евангелию с раскрытым сердцем, желая боль нашей души показать Небесному Врачу. Но теснейшее общение со Христом - несомненно Евхаристия. Может быть, о ней сказано в притче о блудном сыне. Вспомним, как отец пал на выю, на грудь своем блудному чаду, поцеловал его, облек его в лучшие светлые ризы, ввел в чертог славы, приуготовив тельца, услышал тот пение и лики. Все это знак того, что Господь неизреченно близок к нам и нас опережает в деле нашего спасения. Падение отца на грудь чаду блудному есть указание на вочеловечение всемогущего Бога и восприятие Им нашей природы, что и свершилось в Рождестве Христовом. Целует Господь Свое чадо, когда вдыхает в нас Божественную благодать в Крещении и Таинстве Миропомазания. Облекает нас в светлые ризы, когда мы у Креста и Евангелия раскрываем Ему, распятому и воскресшему, наши грехи и немощи, желая с них совлечься, от них освободиться. Закалает тельца, когда мы, предстоя отверстым Царским вратам, ждем Святого Причащения.
Будем помнить об этой призывающей нас великой и необъятной Божественной любви, и отзываться на нее, преодолевая собственную косность, лень, маловерие, как малые дети, будем поспешать навстречу Небесному Родителю, Который раскрывает нам объятия Своей вечной любви. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.