проповеди

Как Бог приближается к нам

12 ноября, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Матфея, гл. XXVIII, ст. 16-20. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На всенощной, 11 ноября 2023.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляем всех с наступающим днем воскресным, когда по обычаю в нашей обители ранняя литургия в 6.40 в Алексеевском храме. Позднее молебственное пение в половину девятого в храме Всех Святых и затем Божественная литургия. Как хорошо готовиться к воскресной службе, начиная с субботней всенощной. И сегодня мы слышали вновь о явлении Воскресшего Господа, и можно приноровить слышание к подготовке к воскресной литургии.

Действительно ученики, по повелению Христа Спасителя, восходили на некую гору, где неожиданно для них и свершилось им явление восставшего из мертвых Христа. Восхождение на гору – это образ трудничества духовного, восхождение к встрече со Христом, что и свершается в святой Евхаристии. Мы помним, что Спаситель всегда учеников побуждал к подобному подвигу – есть гора евангельских блаженств, есть гора Фавор, есть гора Елеонская и здесь - подъем. Для нас он начинается уже с поста пятничного, в субботу мы стараемся быть на всенощной, а значит, оставляем мирские земные дела, сосредотачиваемся на дне воскресном. Усердные берут в руки Псалтирь, молитвослов, читают правило, предстоят Живому Богу. И эти усилия вкупе и знаменуются таким восхождением. На Божественной литургии мы всегда, по вере нашей, встречаемся с Тем, Кто победил смерть воскресением. Впрочем, были и сомневающиеся среди тех, кто следовал за самыми преданными и испытанными в вере учениками. Действительно, храм открыт для всех и входит в Божий храм и Божию обитель человек с разными помыслами, намерениями, иногда и без всяких помыслов, из любопытства. Однако всякий раз уходит отсюда иным, нежели до вхождения в святилище Божие.

Обратим внимание на слова евангелиста Матфея: и приступль, приблизившись к ученикам, Христос сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Бог воскресший приступил к ученикам, сделал к ним несколько шагов, может быть, снизошел со Своей высоты к ученикам. Что это значит? Это значит, что Божия благодать всегда предваряет наши человеческие усилия, как и мы ежедневно просим: заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Это значит, что никто не приходит к Сыну Божиему, если Отец прежде непостижимым образом не привлечет человеческую душу к своему Спасителю. Это значит, что не только действования наши, но и хотения, и намерения наши, несмотря на самовластье, на то, что мы почтены свободой произволения, неким образом самые намерения нашего сердца осуществляются не без участия Божественной благодати. И вот почему нужно всегда сознавать себя ничтожеством, нулем, а вместе с тем благодарить Небесного Отца за Его всемогущество и благость. Ибо таковы мы, существа, созданные по Его образу, живущие, движущиеся единственно силой Божией.

Итак, еще раз вникнем в эти слова: и приступив – приступль, приближившись, Христос обратился к апостолам со словом. И в нашей жизни свершается то же самое. И в Евангелии Христос множественно свидетельствует: сколько раз Я хотел собрать вас, как наседка под крылом собирает птенцов, в Иерусалиме. Действительно, Господь Бог хочет всем спастись и в разум истины прийти. Он благ и многомилостив, любовь Его преизбыточествует. Не мерою дает Бог Духа Святого. Почему и мы призваны всегда начинать нашу молитву со славословия и завершать наше предстояние Богу воздаянием Ему благодарности и хвалы.

Господь приближается к ним многообразно и многочастно. Приближается к нам, когда по пробуждении нашем к нам приходит вдруг светлый помысл, выдавая таким образом присутствие незримого телесными очами Ангела Хранителя. Приближается к нам Господь, когда мы, потрудившись раскрыть Евангелие, вдруг чувствуем некое озарение внутреннее, понимание прежде сокрытого от нас смысла Священного Писания. Приближается Господь чрез посредство людей, как и говорил древний святитель: Богу угодно, чтобы человек был наставляем чрез человека. И Божественную благодать мы принимаем опосредованно в нашем взаимном общении.

А особенно приближается к нам Господь, когда мы приближаем ко кресту и Евангелию с раскрытым сердцем, желая боль нашей души показать Небесному Врачу. Но теснейшее общение со Христом - несомненно Евхаристия. Может быть, о ней сказано в притче о блудном сыне. Вспомним, как отец пал на выю, на грудь своем блудному чаду, поцеловал его, облек его в лучшие светлые ризы, ввел в чертог славы, приуготовив тельца, услышал тот пение и лики. Все это знак того, что Господь неизреченно близок к нам и нас опережает в деле нашего спасения. Падение отца на грудь чаду блудному есть указание на вочеловечение всемогущего Бога и восприятие Им нашей природы, что и свершилось в Рождестве Христовом. Целует Господь Свое чадо, когда вдыхает в нас Божественную благодать в Крещении и Таинстве Миропомазания. Облекает нас в светлые ризы, когда мы у Креста и Евангелия раскрываем Ему, распятому и воскресшему, наши грехи и немощи, желая с них совлечься, от них освободиться. Закалает тельца, когда мы, предстоя отверстым Царским вратам, ждем Святого Причащения.

Будем помнить об этой призывающей нас великой и необъятной Божественной любви, и отзываться на нее, преодолевая собственную косность, лень, маловерие, как малые дети, будем поспешать навстречу Небесному Родителю, Который раскрывает нам объятия Своей вечной любви. Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024