телепередачиТВ-СОЮЗ

Беседы с батюшкой. 10 октября 2021

10 ноября, 2021
00:00
00:00

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Вопрос телезрителя: «Я ненавижу своих родителей. Как быть? Понимаешь, что нужно почитать отца и мать, но, вспоминая прошлые обиды, не готов их простить, говорить с ними спокойно, общаться. Все время какие-то препоны».

– Человек – мыслящее существо. Это значит, что мы можем оценивать свою жизнь и все, что наполняет наше сердце. Мы можем и должны выносить нравственную оценку самим себе.

Что есть ненависть? Это – черная, разрушительная, демоническая, инфернальная энергия, тождественная вечной нравственной смерти. Что бы ни было поводом к проникновению в Ваше сердце этого геенского огня, какими бы ни были причины того, что сердце Ваше отворилось навстречу этому вечному мраку и ужасному состоянию богоборчества, сатанизма, хулы на Святого Духа, если посмотреть на объятия Господа, устремленные к нам с Креста, – тотчас рождается соответствующая реакция: «Господи, это не мое, я это не принимаю, каюсь, что впустил в себя этот мрак»; «Господи, помоги, очисти»; «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»; «Ты есть любовь, Ты заповедал нам любить ближнего своего».

Самые-самые близкие из ближних – это родители: «Пусть через них я видел много горя, пусть им недоставало отеческого, материнского попечения, пусть я не был понят и был обманут в лучших ожиданиях, но через них я введен Тобой, Господи, в этот прекрасный мир, в котором должна царствовать любовь. Даже если мои родители были больны отсутствием родительского чувства к сыну или дочери, я буду смотреть на них (в худшем случае) как психиатр на пациентов: с сочувствием, состраданием. Я – их плоть от плоти, кровиночка и слезиночка. Мне сейчас многое представляется в искаженном виде – прошло столько времени. Родители сами не радуются тому, что они лишили меня золотого детства, в их сердцах уже давно совесть звучит набатным колоколом. Может быть, они давно сокрушаются и каются, готовы просить прощения. Как бы ни было, я не буду этого ждать, но буду молиться об умягчении, просвещении их сердец – это уже есть начало любви. Свет разума, любви, милости пусть снизойдет в мою иссохшую, исстрадавшуюся душу».

Итак, резюме: «Господи, каюсь. Я не хочу распинать Тебя на Кресте. Ты молился за распинателей: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят. Господи, и я прощаю родителей пред лицем Твоим и ангелов…» Живите долго в любви.

– Вопрос телезрительницы Ольги: «Моему сыну 45 лет. Он раньше никогда не пил, не курил; он воцерковленный, крещеный, венчанный. Сейчас начал выпивать и курить. Запойно пьет пиво. Перестал молиться. Я молюсь, в церковь хожу. Как ему можно помочь?»

– Наш телеканал уже представляется мне духовной скорой помощью или духовным министерством чрезвычайных ситуаций. Люди звонят уже не из праздного любопытства, и люди верующие, которые понимают, что жизнь прожить – не поле перейти.

Прежде всего я призываю вас, дорогие телезрители: помолимся за этого господина; 45 лет – и вдруг атрофируется чувство ответственности за семью, угашается чувство уважения к супруге. Как так? Человек венчался, принес обет верности и любви и променял общение с милой сердцу душою на батареи нефильтрованного пива. Пиво уместно в свое время в своем контексте, но не должно превращаться в идола, хмельного демона.

– Еще, наверное, низкого качества…

– Мне трудно сказать. Может, он человек не бедный и пьет хорошее пиво, но все хорошо в меру. Кто чем увлекается, тот тем и искушается. Идет еще и нравственная деградация: человек теряет любовь, внимательность… Я предлагаю вместо рецептов дружно помолиться не только об этом утопающем брате, но обо всех людях, обо всех нас, кто так или иначе уловлен той или иной погибельной страстью: зеленый змий на Руси не дремлет.

«Господи, услыши нашу молитву обо всех страждущих от винопития, гибнущих душой и телом. Ниспошли им руку Твою, исполненную целительной силы, и десницей просвети их очи сердечные. Дабы они возжелали измениться с Божией помощью. Покаялись и обеими руками ухватились за Божью десницу; восприняли чудеса покаяния, причащения Святых Таин, домашнюю и храмовую молитву, Божественную благодать и нажали на рычаг силы, чтобы жизнь их развернулась от тьмы к свету. Господи, не оставь и наших смиренных молитв, да прославляется через них всесвятое имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

– Что имел в виду апостол Павел, когда говорил: *И вы, отцы, не раздражайте детей ваших?*

– Неумеренной строгостью, бессердечием, трудовой эксплуатацией ребенка. Не теряйте любви, которая является источником и проводящей силой воспитания. Не раздражайте, то есть не унижайте их до огорчения, до отчаяния, ведь так легко размазать о стенку маленького человека, так легко не увидеть в нем личностное начало. И горе педагогам, наставникам, родителям, когда они просто затравливают детей, превращают их в каких-то волчат, загнанных в нору. Их дешевые воспитательные средства вызывают одну- единственную реакцию: озлобление, отчаяние, ненависть, о которой мы, увы, сегодня слышали, и нежелание жить на этом белом свете.

– Вопрос телезрителя Святослава: «Можно ли носить иподиаконский орарий, если не благословлен подрясник?»

– Если не благословлен подрясник, но есть благословение прислуживать епископу? Может, имеется в виду, что нет благословения вне храма появляться в подряснике...

– Помните старые фотографии: когда иподиаконы служили в советский период, можно было увидеть даже галстук.

– Митрополит Питирим требовал от молодых людей, входящих в алтарь, носить галстук. Обязательно – белая, чистейшая манишка, галстук, начищенные черные ботинки (кроссовок тогда не было). Тот, кто непосредственно сослужит архиерею, как правило, облачается в стихарь. Стихарь – это длиннополое праздничное одеяние, напоминающее дьяконское: рукава с широким раструбом и перекрещенный на груди орарь. Если Вы получили от епископа благословение помогать в алтаре священнослужителю и быть иподиаконом – соответственно, Вы каждый раз, сложив на руки и стихарь, и орарь перед лицом епископа, говорите: «Благослови, владыка». Орарь и стихарь вместе – одежда на богослужении. Она тотчас снимается, если вы еще не дослужились до подрясника как Вашей униформы.

Многие семинаристы готовятся к рукоположению, уже ходят в подряснике; и, само собой, люди, посвященные в дьяконскую степень. Помолимся за Вас: главное, чтобы мысли Ваши были чисты, сердце благородно, чтобы в Вас возгревалась любовь к Господу Иисусу Христу, храмовой службе. Поверьте, Бог через Своих служителей обязательно даст Вам добрый знак, лишь бы подрясник действительно превращал Вас в ангела по образу мысли и по образу жизни.

– Вопрос телезрителя: «Когда Христос проповедовал и с Ним было много людей, Ему сказали: Твои мать, братья и сестры хотят Тебя видеть. А Он сказал: *кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.* Я все время считал, что почитать родителей – это не значит, что им надо благотворить и кланяться каждый день, а когда они постареют и станут немощными, не оставить их без средств к существованию, не бросить».

– «Не оставляй отца твоего, когда он оскудеет разумом». Есть такие слова ветхозаветного мудреца. Безусловно, когда родители достигают пожилого возраста, мы должны удваивать наше попечение о них. Пока родители в силе и мы от них всецело зависим (они нас кормят, мы живем с ними под одним кровом), то почитание требует выражения в образе благодарности, служения, чтобы мы разделяли с ними их труды, были покладистыми, послушными, признательными детьми.

Вы привели прекрасный эпизод из Евангелия про детей Иосифа Обручника от первого брака. Их условно называли братьями Иисуса. Они иногда претендовали на какое-то преимущественное внимание, особенно когда Спаситель приступил к открытому служению. В них могла играть ревность, какие-то человеческие чувства, они требовали внимания: «Скажите: пришли домашние, сродники, пусть Он к нам выйдет и даст отчет, где Он вечер будет проводить». Но Богочеловек, Который никогда никого не обижал и был исполнен любви ко всем Своим созданиям, с Божественным величием сказал: «Идите и передайте им: кто исполняет волю Отца Моего, те суть истинные Мои сродники».

Спаситель и в этом коротком эпизоде хотел пробудить в них, сродниках Иосифа Обручника, боголюбие, возвести их ум от земли к небу и таким образом приблизить к Себе. Потому что Он и есть истинный Бог, Который заповедал каждому из нас путь исполнения заповедей.

– Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Бывает, в жизни мы кого-то обижаем. Я своим бабушкам в молодости перечила, спорила с ними, грубила. Их уже нет. Как мне теперь попросить у них прощения? Слышат ли они меня?»

– У Федора Михайловича Тютчева, нашего замечательного, глубокого поэта и, без сомнения, религиозного человека, есть стихотворение, которое иначе как вещим не назовешь. Мне вспоминаются отдельные строчки этого стихотворения: «Друг мой милый, видишь ли меня?.. Ангел мой, ты видишь ли меня?.. Завтра память рокового дня...»

Речь идет о кончине близкой ему души. Конечно, коль скоро наши ближние, особенно бабушки, с искоркой Божией в руке отошли в мир иной, то им, находясь в Боге, в благодати Христовой, открыт земной план бытия. Мы все по замыслу Божию призваны еще на земле тесно соединиться со Христом, а через Спасителя со всей Троицей. И их Божественные свойства, качества Божественной Ипостаси Сына Божия могут стать нашими, если к тому не будет препятствий из-за нашего эгоизма.

Вас (как внучку) не обманывает мистическое чувство, что Ваши благочестивые сродники видят и слышат Вас и с любовью следят за Вами из небесных обителей. Если душа чуткая, нежная и любящая, то для любви нет преград, нет расстояний, нет разлуки. Когда Вы по-детски на молитве обращаетесь к Господу, Богородице, очень живо припомните Ваших ушедших бабушек и скажите: «Простите меня, я была черствой, глупой девчонкой, могла обидеть. Простите меня». Я думаю, это допустимо как проявление живого чувства любви. Особенно правильно обращаться ко Христу, нашему Наставнику, Учителю и Врачу. «Господи Иисусе Христе, упокой душу моей бабушки, прости ее согрешения; и пусть она меня простит, потому что я ее помню, люблю, молюсь о ней и глубоко раскаиваюсь в ошибках отрочества и юности. Господи, слава Тебе!»

– Могут ли ушедшие родственники нас простить?

– Конечно, коль скоро Бог прощает, и они прощают. При жизни не успели попросить прощения? Бог прощает нас, когда у Креста и Евангелия мы каемся в ошибках юности, и сердце сердцу весть подает. Убежден, что наши бабушки, отошедшие в советское, постсоветское время, при жизни смотрели на нас как на дурачков… И если бы не их молитвы, мы бы не сидели сейчас в студии с умным видом и не вспоминали об их любви. Они уже нас простили. «Что прощено на земле, – говорит Христос о таинстве Покаяния, – простится и на небесах». Коль скоро Бог нас прощает, то и все ближние нас простят. Причем мы уже не молодые, не будем повторять тех ошибок черствости, бессердечия, холодности, которые свойственны переходному возрасту.

– Вопрос телезрительницы Марии: «Мне 32, я не могу найти свое призвание. Родственники и люди занижают мою самооценку как могут, говорят, что я ни на что не гожусь, нет у меня никаких способностей. И от этого у меня депрессия. Нет такого человека, который помог бы мне хорошо трудоустроиться. Почему люди такие жестокие? Почему в этом мире все сложно? Теперь я считаю себя неспособной и никчемной. Что делать?»

– «Занижают мою самооценку, говорят, что я ничего не могу». Но это же ошибочное суждение. У Бога нет лишних людей. Коль скоро я существую, я воззван Богом к бытию; значит, передо мной головокружительная цель. По замыслу Творца я должен вместить в свое сердце Его Самого, Его благодать, должен еще на земле принять участие в Его жизни. По замыслу Творца я должен стать инструментом Его совершенной воли. После Богом данного очищения, освящения я должен распространять в этом мире Его красоту, порядок и любовь. И всякий человек к этому призван, а уж тем паче крещеный. И вовсе не следует, что Господь от Вас отвернулся или переменил этот высочайший о Вас замысел и предназначение.

Я рекомендую каждый день прикасаться к чтению Евангелия и посланий апостолов, особенно апостола Павла, который говорит о высочайшей цели нашей жизни, о почести вышнего звания, о стремлении к совершенству. Не отказывайте себе в этом, наша цель не просто приблизиться к Богу, а воспринять Божественную благодать, дать ей раскрываться в нашей душе через борьбу с собственным эгоизмом. Давайте вернемся с неба на землю. «Нет человека, который помог бы мне трудоустроиться». А Вы кому помогли трудоустроиться? Мы должны друг другу помогать. Взаимно. Чисто потребительская позиция неплодоносна. Вы наверняка к чему-то имеете склонность, имеете свои таланты. Мы из вашего сообщения не можем правильно это понять, какие у Вас есть навыки, что Вы окончили.

Бесталанных людей нет. Например, есть такое призвание – я не шучу сейчас – консьержка. Мне приходилось видеть на первом этаже домов, когда приходишь причащать людей на дому, светлые и улыбчивые лица. «Здравствуйте, батюшка! Какое счастье, что Вы пришли к нам в дом! Дай Вам Бог здоровья, батюшка, благословите». Встретишь такого солнечного зайчика в помещении для консьержа – целый день как на крыльях. Поэтому начните с малого. Может быть, эта смиренная и непыльная работенка уже даст вам ощущение счастья. Ведь счастье – это когда ты нужен. А консьерж – это очень нужное призвание, за него даже платят жильцы, поддерживая такого человека хорошей зарплатой.

– Все профессии нужны на самом деле. Каждый выполняет свои обязанности, приносит пользу.

– Если бы я не был батюшкой, я бы обязательно устроился работать консьержем, тем паче что у меня уже есть опыт: я был сторожем в Доме культуры энергетиков напротив Кремля в 1984–1985 годах.

– А сколько Вам лет было тогда?

– Я отработал молодым специалистом – учителем русского языка и литературы – в двух советских школах. После чего в школах решили, что человек без учетной комсомольской практики им не очень подходит, а я как-то тихонечко выбыл из этой славной организации. Но буквально через несколько месяцев получил приглашение в Московскую духовную академию преподавать тот же русский язык, заодно еще и старославянский, а потом и риторику. И поэтому Боженька подобрал меня за шкирку и пересадил уже в Московские духовные школы.

– Вопрос телезрительницы: «Я недавно слушала лекцию Алексея Ильича Осипова. Он сказал, что совесть дана каждому человеку, это как глас Божий. Но есть такие люди, про которых говорят: "Бессовестный человек". Когда у такого человека просыпается совесть, он может сильно плакать. Я начала размышлять. Чтобы проснулась совесть, нужно, чтобы человек увидел свои грехи, что он делает правильно или неправильно. Но есть же люди, которые знают, что чего-то нельзя делать, а все равно делают по ряду каких-то своих страстей. Потому что у человека есть страсти, он знает, что нельзя так делать, но думает: "Да ладно, как-нибудь потом Господь Бог простит". А так все равно не бывает. Человек должен сначала увидеть свои грехи, потом омыться слезами покаяния, прийти на исповедь, только тогда у него совесть проснется. Верно? И второй вопрос. Если читаешь по одной главе Евангелия за человека, что это ему дает? Есть даже такая молитва со словами: "Попал*и*, Господи, терния его согрешений"».

– Начнем со второго вопроса. Речь идет о духовном труде любви, который мы можем предпринять. Скажем, не находя общего языка с мужем или с сестрой, с собственной матерью, встречая в ответ отчуждение, непонимание, раздражение, мы читаем ежедневно главу из Нового Завета, умоляя Господа: «Да вселится в эту душу благодать Твоя попаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа». Вы предпринимаете труд любви, который Господь никогда не отвергает, не нарушая свободу произволения и того, за кого Вы молитесь. И ради Вашего труда любви, совершаемого втайне, Господь приближается Своей благодатью к этому, может быть, еще закрытому сердцу.

Итак, труд любви очень плодоносен. Я убежден, что за каждого из нас – здесь ли, на земле, или там, за гранью земной жизни, – кто-то молится, потому что все мы члены Церкви, Тела Христова. И каждый член этого Тела, давая приращение в любви, как говорит апостол Павел, слагает к стопам Христа свою любовь и молитвы. А Господь, Который Сам есть любовь, усугубляет Свои спасительные действия в отношении тех, за кого мы молимся.

Что касается проснувшейся совести, то совесть как дарованное Богом различение добра и зла есть у каждого из нас априори, независимо от званий, состояния, происхождения. Но совесть можно сжечь. То есть человек, находясь под воздействием страстей, греховных устремлений, попирает свою совесть, она кричит, сопротивляется. Но можно ее довести до уморенного состояния, что и случается, когда кто-то утвердился в порочном навыке внутреннего ожесточения и темноты, свойственном многим современным людям.

Господь, Который не хочет смерти грешника, так располагает обстоятельства его жизни, не нарушая человеческой свободы, что каждый день предоставляется ему ради одного – чтобы человек покаялся, примирился с правдой Божией, обнажил пред взором Всевидящего Небесного Отца свои неблаговидные деяния, прильнул ко Христу, распятому на древе. И в Его язвах, в Его раскрытом сердце, в Его Божественной Крови обрел прощение и исцеление.

Поэтому Вы совершенно правы, говоря о том, что исцелиться, ожить совестью, как будто собрать ее, распавшуюся на малые осколки, возможно только с верой в воскресшего Спасителя, с сознательным и глубоким покаянием пред Его лицом, в стремлении изменить свою жизнь, повернувшись от тьмы к свету. И выражается это в особом сокрушенном состоянии сердца. Причем человек может и плакать, а может внутренне скорбеть, о чем прекрасно сказано в Писании: Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

– Пришел следующий вопрос: «Можно ли перенести исповедь на время между службами? Практически невозможно донести покаяние и одновременно молиться в очереди из десяти-двадцати человек. Так у нас получается отчет по грехам, а не исповедь. Хорошо бы и по времени не ждать друг друга, а как-то делать по записи. Можно ли все это устроить?»

Этому человеку еще нравится, когда в небольших храмах молятся вслух все вместе. Это очень здорово, чувствуешь, что рядом стоящие люди – твои братья и сестры.

– Как правило, мы по русской традиции поем молитву Господню «Отче наш», «Верую». Действительно, в некоторых храмах, где есть соответствующая традиция, верные могут вместе пропеть весь Евхаристический канон. Я помню ранние литургии в Троице-Сергиевой лавре, регентовал архимандрит Лаврентий (ныне почивший), когда весь храм от начала до конца пропевал на едином дыхании Божественную литургию. То же самое в Псково-Печерском монастыре. В советское время это был мощнейший образ негласных гонений – собирать людей, чтобы они единым сердцем и едиными устами славили Святую Троицу. Так что лишь бы Вы не были помехой окружающим, не навязывали им свое пение, особенно если мишка на ухо наступил, но чтобы это действительно было чинно, с любовью, вписывалось в общий строй службы.

Ничто не мешает Вам подойти к батюшке и сказать: «Вы знаете, пока я ожидаю свою очередь на исповедь, очень смущаюсь. Можно Вас попросить найти возможность пообщаться со мной в другое время, чтобы я могла не только исповедоваться, но и задать все мучающие меня вопросы?» И в большинстве храмов священники вечерами это и делают, предлагая прихожанам не спеша поплакаться в пастырскую жилетку. Так что в добрый путь.

Можно добавить, что покаяние предполагает еще и домашнее предстояние пред Богом, когда, готовясь к завтрашней исповеди, я перебираю в своем сознании допущенные согрешения; читая молитвы, совершаю некоторый самосуд, то есть обличаю себя пред лицем Господа. И уже тогда бывает подлинное сокрушение, слезы. А утром прихожу – и уже спокоен, собран. И совершенно не нужно требовать от себя проливать потоки слез. Дело уже сделано. Господь накануне вечером принял тебя и утешил. А здесь ты уже просто обнажаешь те грехи, о которых тебе необходимо поведать батюшке.

– Покаяние – это не только рассказанные с чувством грехи, это и милостыня, и самосуд, и добрые дела, и прощение.

– Да, по существу вся наша жизнь должна укладываться в русло покаяния. В том числе и то, что совершенно незаметно никому из моих храмовых друзей и прихожан. У каждого из нас должна быть какая-то маленькая, сокровенная тайна с Богом, предстояние Ему в тиши, уединении.

– Еще вопрос про исповедь: «На исповеди сказала батюшке, что молитвы ко Святому Причащению слушала через наушники (то есть не читала). Батюшка сказал, что я не готова к причастию».

Может, батюшка не только поэтому так сказал?

– Мы видим, что священник не оценил стремление прихожанки прослушать эти молитвы, требуя не прослушивания аудио, а непосредственного предстояния пред Богом. Если бы я был этим батюшкой, я бы, наверное, высказался по-другому, в менее категоричной форме, сказав, как хорошо, что она использует наушники для такого святого дела. Но все-таки попросил бы вернуться к старой и забытой ею практике, почитать молитвы не спеша и почувствовать, насколько сердце этому возрадуется.

А однозначно говорить, что слушать через наушники недопустимо, – это больше эмоциональное и не вполне справедливое отношение к делу со стороны пастыря. Не осуждаю, все-таки контекст нам в полноте неизвестен, но мне кажется, что мы должны поддерживать и вдохновлять людей. Тем более если ты за рулем, едешь в сельский храм, до которого тридцать пять минут езды, а у тебя маленькие дети на заднем сиденье и ты смотришь, чтобы они не передрались, при этом у тебя наушники, слушаешь молитвы и одновременно следишь за дорожными знаками. Честь и хвала такой мамочке, которая похожа на Юлия Цезаря и делает восемь дел одновременно, духом предстоя Богу.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

ТВ-СОЮЗ

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2021