телепередачиТВ-СОЮЗ

Беседы с батюшкой. 20 июня 2021

28 июня, 2021
00:00
00:00

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Праздник Святой Троицы, Пятидесятница, день рождения Церкви – что это за день?

– Евангелист Лука свидетельствует о таинственном событии, которое имело место спустя ровно десять дней после вознесения Христа к Отцу в небесные обители. В Сионской горнице будущие апостолы, ученики Спасителя, пребывая в напряженном состоянии непрестанного внутреннего моления и внешнего чтения псалмов, ожидали исполнения того, что было обещано им Христом на прощальной Тайной Вечере.

«Лучше вам, чтобы Я сейчас взошел к Отцу, – говорил Спаситель накануне Своих страданий. – Если Я сейчас не пойду к Отцу через смерть и воскресение, Дух Утешитель не придет к вам». Этот неведомый апостолам Дух Утешитель в образе огненных языков явлен был ученикам, и затем их сердца исполнились Божественной энергии Святого Духа, они стали новыми, обновленными людьми. Исполнилось все то, о чем говорил Господь: «Огонь пришел Я низвести на землю и томлюсь, дабы он скорее возгорелся в человеческих сердцах».

Очевидно, что Сам Христос Спаситель вновь явился им в день Пятидесятницы, но уже не видимым плотским образом, а в глубинах их духа. Апостол Павел писал: «Я томлюсь, покуда не изобразится в вас Христос». Это явление Отца и Сына и Святого Духа в сердцах апостолов, которые стали обителью живого Бога, – ныне нами воспоминаемое и переживаемое событие. Ведь и мы, по слову апостолов, стали предшественниками Божественной благодати в таинстве Крещения.

Именно эта благодать соединяет невидимыми узами всех учеников Христовых от первого столетия до двадцать первого. Так что мы составляем единое Тело Господа Иисуса Христа и Его Церковь. Мы сопряжены друг с другом. При этом каждый из нас призван все душевные и телесные силы обращать на то, чтобы Божья благодать, которая получена нами в крещении, не осталась втуне, зря принятой, но мало-помалу заквашивала наш ум, чувства, души, тела. Таким образом Дух Господень действительно управлял бы каждым из нас, очищал, освящал, вел бы нас дорогой исполнения воли Божией.

– Было еще такое чудо, которое сопровождалось схождением огненных языков, когда апостолы начали говорить на разных языках.

– Иоанн Златоуст говорит, что первые полтора столетия существования Новозаветной Церкви сопровождались явственными для всех, видимыми проявлениями Божественной энергии Духа. И одним из таких знамений было величание Создателя, Искупителя, Судии, Господа Бога – вышеестественное состояние, когда человек славил Творца.

Причем речь идет не только о сверхъестественном познании незнакомых прежде человеческих, земных языков. Мы это наблюдаем в день Сошествия Святого Духа. Собравшиеся к Сионской горнице паломники, посетившие Иерусалим, с удивлением слышали проповедь о Христе, каждый на своем языке. Мидяне, парфяне, жители Крита, Рима видели, как апостолы, жители деревеньки Вифсаиды на Тивериадском озере, обращались со словом о воскресении на языке той группы слушателей, которым они адресовали свое слово.

Если внимательно читать Второе послание апостола Павла (как и Первое), мы увидим, что дар говорения на языках – это какое-то вышеестественное прославление Творца, захватывающее ум, сердце, чувства. Но при этом твой сосед, находящийся здесь же, мог не разуметь таинственного смысла этой хвалы. Поэтому было еще особое служение истолкователя – того, кто имел дар понимать духом содержание этой хвалы и делать его доступным для окружающих людей. В связи с чем, может быть, уместно поговорить о том, сколько сейчас эпигонов и подражателей, некоторые из них, к сожалению, уже не даром Святого Духа располагают, а явно находятся в болезненном психофизическом, экстатическом состоянии.

– Есть такая известная секта.

– Да, они так и называют себя – «пятидесятники». Нам, православным людям, нужно быть очень мудрыми, осторожными, чтобы не попадаться на это.

– Действительно, в первые века очень много было чудес. Телезрители спрашивают, почему сейчас такого нет.

– Когда проповедь распространялась по лицу земли, апостолы имели дело с фанатичными иудеями, скрежетавшими зубами от злобы, слыша словосочетание «Иисус Христос»; с язычниками, приносившими человеческие жертвоприношения, погрязшими в оргиях. И к вдохновенным словам апостолов Бог присовокуплял еще дивные свидетельства Своего всемогущества, Своего обитания в учениках. Таинственно Христос действовал через них, это проявлялось и в исцелениях безнадежно больных, и при испытаниях, которым подвергались апостолы. Простите, но только один из них почил своей смертью, пройдя предварительно все муки ада, – Иоанн Богослов. Я имею в виду вышеестественную силу, укреплявшую последователей Христа при страшных истязаниях, которым их подвергали фанатичные, как правило, язычники.

– Эти странные глаголы, которые, как Вы сказали, восхваляли Творца и были непонятны земным людям, до нашего времени хоть как-то дошли? Есть ли какие-то отголоски тех чудесных глаголов?

– Мне очень близки слова апостола Павла: «Воспевайте в сердцах ваших Господа». Помните, как святой Павел назидает коринфскую паству? «Каждый да приходит в собрание, на службу не с пустыми руками. Но кто-то приносит псалом (то есть богодухновенное прославление совершенств Творца), кто-то – словознание, кто-то – пророчества». Мы понимаем, что в I веке все чада Церкви были носителями Божественных дарований, назидались Духом Святым, богослужение во многом носило импровизированный характер при нерушимых вехах призывания Святого Духа на хлеб и вино.

Почему мне близки эти слова апостола Павла? Не потому, чтобы я мог этому подражать (сейчас другая эпоха). Но потому, что христианство, как мы узнаем из Нового Завета, из Книги Деяний, – это не что-то формальное, не некоторый кодекс нравственных правил. Это нечто сокровенное, тобою выстраданное, нечто живое, подразумевающее тайну предстояния Живому Богу и внутреннее обращение, младенческий лепет к Создателю. Мы можем стремиться к тому, чтобы не только прочитывать канон, акафист, а чтобы самим еще внимательно и сокровенно молиться Создателю, как младенцы раскрывают свои сердца родителям.

А то, что Дух Святой сейчас действует сокровенно, тоже нужно понимать. Давайте прибегнем к аналогии. Когда Бог сотворил Адама и Еву, умножение человеческого рода было первостепенной задачей, и до поры до времени кровосмешение не было грехом. То есть дети Адама и Евы женились друг на друге, и таким образом потихонечку род человеческий распространялся по лицу земли. Сейчас есть особые правила (и светские, и церковные), степени родства, запрещающие брату жениться на сестре. В противном случае инцест является вредоносным по его последствиям.

Так и в духовной жизни Евангелие проповедано среди всех народов. Церковь присутствует во всех частях света. И Дух Святой не проявляет Себя тем образом, каким он проявлял Себя в первом столетии. Но проявляется в глубинах нашего сердца, когда мы преодолеваем с помощью Божественной благодати раздражительность, уныние, особенно гордостное самоутверждение. Дух Святой там, где чистота, смирение, любовь, премудрость.

Слава Богу, православные христиане, обладающие историзмом, знающие историю Церкви, никогда не станут жертвой сектантских обольщений. Тем паче эти секты и конгрегации плодятся как какие-то ядовитые грибы, заманивают молодежь перспективой: ты будешь говорить на иных языках, а ты – ходить по воздуху, а ты – возлагать руки на больных и исцелять их. Сегодня, к сожалению, немало так называемых псевдохаризматиков, то есть людей, которые претендуют на обладание дарами Святого Духа, на деле демонстрируя просто нездоровое с психической точки зрения поведение, страдая тайной и явной гордостью (не говорю уже о корыстных видах по привлечению адептов в свои сети).

– Вопрос телезрителя: «В Символе веры, принятом на Соборах, говорится, что Сын рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Уже даже тут ранг Отца получается выше. В Евангелии от Иоанна написано, что Христос пришел к ученикам, дунул на них и сказал: *Примите Духа Святого*. Получается, от Христа тоже исходит Дух Святой. Опять несоответствие. Потом Он говорит: *Я есмь… виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь*. Никак не может виноградарь быть равен лозе. Почему такие расхождения постоянно?»

– Благодарю Вас за столь изысканный богословский вопрос, можно сказать, классический, который свидетельствует о том, что Русь не только шестая часть суши, но еще страна, где души человеческие пренебрегают попкорном и подножным кормом, но восходят от земли на небо, размышляя о столь высоких вещах. В этом смысле Евангелие требует очень внимательного прочтения и соотнесения только что приведенных текстов друг с другом.

Если Вы будете это делать, то, даже не прибегая к святым отцам, которые прекрасно разъясняют все эти недоумения, Вы для себя заключите следующее: Отец, Сын и Дух Святой как Божественные Лица равночестные, единые по Божеству, различные по Лицам. Они равночестные, но у каждого Лица Троицы есть Свои свойства и качества. Отец не рожден, Сын извечно рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца. Но из этого не следует, что Сын в чем-то умален по отношению к Отцу или Дух Святой не равен Сыну. У каждого Свои свойства.

Когда мы говорим о рождении Сына от Отца, исхождении Духа от Отца, не должно быть никаких аналогий с нашими обычными земными представлениями. Это тайна за семью печатями, ее не постичь ограниченным человеческим умом. Когда Христос ниспосылает Духа, из этого вовсе не следует, что Дух исходит от Сына. Сын исходатайствовал крестной смертью, воскресением и вознесением сошествие Святого Духа. Отец ниспосылает из недр Своих Духа, но Дух Святой, как мы знаем, почивает на Сыне. И здесь будем различать извечные Божественные свойства, относящиеся к Лицам Святой Троицы. Одно дело – исхождение Духа от Отца, а другое дело – то, что относится к спасению мира. Сын ниспосылает Духа, но это не значит, что Дух Святой исходит от Сына.

Мне очень приятно, что Вы так глубоко вчитываетесь в Евангелие. Я очень рекомендую Вам догматическое богословие. Недавно мы чествовали замечательного сербского богослова Иустина (Поповича). Его догматическое богословие для Вас будет очень нужным. И Вы возрадуетесь, увидев, как Церковь просто и ясно передает нам Божественные истины через четкие определения. Желаю Вам восполнить чтение Евангелия еще и святоотеческой письменностью Иоанна Златоуста с его истолкованием евангелиста Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Тоже доступная книга, изъясняющая те самые места, которые стали для Вас источником преткновения.

– Что такое благодать?

– Если бы я отвечал ребенку на этот вопрос, я бы, наверное, прибегнул к описательному способу. Там, где благодать, там Сам Бог. Мы познаем, что с нами Божия благодать, когда светло и мирно, хорошо на сердце, когда сердце всех жалеет и любит.

А если по-взрослому, то Божественная благодать – это несотворенная энергия (подобно космической энергии, радиации или еще каким-то тонким биотокам), исходящая из недр Божества. Благодать дает нам познание, что Бог присутствует, Он нас видит и слышит, любит. Условно говоря, благодать – это золотые лучи, которые льются от Солнца Правды Христа. И когда мы чувствуем прикосновение этих лучей, то «верится, и плачется, и так легко, легко».

Посредством силы Божественной благодати мы становимся способными, воспринимая и отвечая на нее, познавать Творца, чувствовать Его присутствие, молиться Ему, приближаться к Нему. Благодать Божия открывает нам Царство Небесное. Источником благодати является Христос Спаситель. Он возвратил человеческому роду благодать Святого Духа, потерянную Адамом при его согрешении в Эдеме.

– Ведь благодать мы также получаем через таинства.

– Именно через крещение мы вступаем в родство со Христом, благодать впервые посещает нас и уже пребывает с нами. А таинство Крещения открывает нам доступ к новым источникам Божественной благодати, прежде всего к таинству Причащения, совершаемому в храме. И в этом смысле средой, посредством которой мы вступаем в общение с Богом, является Соборная Апостольская Православная Церковь – небо на земле.

– При рукоположении во священника (или дьякона) архиерей возлагает на человека руки.

– Преемством от апостолов через руки епископов на всем протяжении истории Православной Церкви передается апостольская благодать. Это пастырская благодать, которая, снизойдя на человека, делает его, избранника церковного народа, отцом. И уполномочивает, по благословению епископа (священник – это как бы руки епископа), раздавать Божественную благодать бессмертным человеческим душам, приобщать их через таинство Крещения лону Матери Церкви, назидать, просвещать народы словом, сдобренным благодатью, врачевать раны христианских душ через таинство Покаяния.

В этом смысле Ваш вопрос очень важен, потому что преемство священства – это один из признаков того, что Вы имеете дело с Церковью Христа Спасителя, а не с подменой, суррогатом, некой дьявольской издевкой, что именуется сектами. Знаете, сколько сейчас даже зарегистрировано в Москве сект не просто социально опасных, а тоталитарных? Церковь Христа, Церковь «Роса», Церковь «Живая вода».

К сожалению, немало не только пенсионеров, а молодых людей, которые уловляются на эти красивые обертки, не понимая того, что имеют дело с карманными воришками, а не с благодетелями. Потому что одним из основных признаков того, что вы имеете дело с Церковью Господа Иисуса Христа, является преемство священства. Священник в нравственном отношении может быть гораздо ниже вас, но он приходит не во имя свое, а во имя Христово. Он получил от Церкви и благословение, и послушание, и благодатные дары, чтобы пользовать душу, вести ее в Царство Божие.

– Можно сказать, некие границы Церкви как раз здесь обозначаются.

– Да. Одна из красных линий, которая помогает нам отделять пшеницы от плевел, деятелей лукавых от пастырей Божиих, – это, безусловно, преемство священников. Что накладывает на нас, священников, сугубую ответственность. Потому что если мы не соответствуем богатству благодати, тому доверию и ответственности, в которые облекает нас Церковь, то горе нам.

– Вопрос телезрителя: «Ответьте, пожалуйста, более понятно и емко, что означают слова из литургии: “сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим”»?

– Это известное прошение из ектении, в которой мы, вспоминая Пречистую Деву Марию и всех святых. То есть вверяем Промыслу, заботе, попечению Спасителя самих себя, наших ближних и все, что связано с нашим земным бытием. «Живот» в данном случае переводится с церковнославянского языка как «дом, скарб», то есть все то, что составляет содержание нашей земной жизни.

Ведь не в раю живем; у нас много опасений, страхов. Вот появилась у тебя дача, например, и ты уже переживаешь, как бы поджога не было, не спалили бы твой вагончик, через окошко которого ты смотришь на редис, лучок, посаженные на десяти сотках.

Приходим мы в храм в воскресный день и слышим прошение: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше...» То есть мы молимся Богородице, святителю Николаю Чудотворцу, святым Флору и Лавру (может быть, на дачном участке у нас не кони, но кролики). И далее прошение: «сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». То есть все свое вверяю Богу – Он это сохранит, соблюдет, потому что верен Своему слову: «Ищите прежде Царствия Божия, а все земное приложится вам». И кролики за это время расплодятся, и курочки золотые яички снесут. А если у вас куропатки, так это вообще двести, триста яичек. Японцы считают, что каждому ребенку необходимо в день съедать по три яйца куропатки – очень калорийно и полезно.

– А хор после прошения отвечает: «Тебе, Господи!» Отвечает вместо всех тех, кто стоит в храме.

– Да, «Тебе вверяем самих себя и все наше». А за Господом не пропадет: Он Отец, поэтому печется о Своих детях.

– Когда мы принимаем благодать Святого Духа в крещении, в других таинствах подкрепляя ее, можем ли мы ее потерять потом? Может ли Дух Святой уйти от нас? Потому что часто бывают случаи, когда люди осознанно уходят в другую религию или секту...

– По омрачению, заблуждению.

– Или просто забывают о том, что нужно приходить в храм...

– Вспомним молитву: «Царю Небесный, Утешителю... Сокровище благих…» То есть Дух Святой таит в Себе сокровище, необходимое для нашего сердца: это и сила любви, и ясность ума, разумение тайн бытия, смирение, то есть скромное о себе суждение, которое помогает пребывать в адекватном восприятии самого себя. Конечно, человек об этом сокровище должен радеть... А сколько людей, которые не оценили по достоинству таинство Крещения! То ли потому, что оно воспринято было в детские годы, а крестные не взращивали семян благочестия, то ли потому, что земная жизненная суета как-то предательски отвлекала от главного дела жизни – предстояния Христу.

Дух Святой может скрыть Свое действие от христианина; не дай Бог, оставит его. Аналогия – царь Саул: получив благодать помазанничества, но пренебрегая своими царскими обязанностями, опустившись до зависти и ненависти по отношению к Давиду, он совершенно помрачился, стал каким-то параноиком, черная меланхолия им завладела, и Бог отнял у него царство.

Справедливости ради скажем, что, по учению Церкви, благодать крещения, полученная в день нашего духовного рождения, может быть отнята от человека, который совершенно пренебрег ею, вступил в дружбу с лукавым и в нераскаянном и враждебном по отношению к Богу расположении отошел в мир иной. Благодать будет отнята от такого человека только на Страшном Суде, когда последний суд над человечеством учредит Воплощенное Слово. До этого времени дар Святого Духа пребывает с нами. И пока мы на земле, пока душа пребывает в теле, мы наслаждаемся свободой выбора, произволения. И каждый из нас, даже если очень далеко ушел, забрел в какие-то потемки, сумерки, сегодня и сейчас может переосмыслить прожитое, покаяться: «Господи, прости, просвети; мои согрешения не помяни». И Божия благодать, как вода, ушедшая из источника, явит вновь свое присутствие и, внимая глубине нашего покаяния, обращению к таинствам, вновь окрылит нас.

Притча о блудном сыне свидетельствует, что благодать непобедима: нет греха, который Господь не простил бы нам, если мы в нем искренне каемся здесь, на земле, и просим дать нам силы обернуться от тьмы к свету. Поэтому для нас, христиан, нет места ни унынию, ни отчаянию. Пока живу – надеюсь на милость Божию.

– То есть даже маленький уголек всегда тлеет...

– Искра всегда станет пламенем, лишь бы я покаялся перед лицом Небесного Отца, простер к Нему в молитве руки и через Мать Церковь, через таинства Исповеди и Причащения вновь пожелал соединить свое сердце со Христом.

– Если предположить, что Дух Святой всегда действовал бы в нас во благо, то, наверное, тогда не было бы и свободной воли. То есть Он умаляет Себя...

– Благодать не насилует, как говорит русский народ. Бог никогда не отымает данной человеку воли, то есть деятельной способности души и свободу произволения. Благодать всегда чудесно сочетается с нашим свободным произволением. В этом смысле мы свободные Богом созданные личности. И Господь всегда говорит в Евангелии: «Кто хочет – пусть следует за Мною... Кто имеет уши слышать, да слышит!.. Блаженны милостивые». Он не говорит: «Ты будешь милостивым с сегодняшнего дня», но: «Блаженны милостивые». Если желаешь – будь подобен Создателю. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. То есть свобода произволения, выбора – это святая святых. Бог не нарушает нашей свободы. В отличие от злого духа, который хотя и не имеет власти над нами, но если сам человек протягивает руку дружбы падшему духу, то падший дух парализует волю человека, насилует ее. Впрочем, Христос пришел, чтобы нас освободить от этого плена – слава Ему вовеки!

– Получается, здесь еще одна граница Церкви...

– Внутренняя нравственная граница Церкви. Прямое свидетельство, что вы в Церкви Христа и Бога – это отсутствие всякого навязывания по отношению к вам со стороны священнослужителя или чада Церкви. Господь всегда ориентируется на нашу свободу, Он никогда нас не приневоливает. И в этом смысле истинное учение отличается от любого ложного учения о благе человека, о конечном предназначении человека тем, что Христос поставляет нас перед выбором: если хочешь – следуй за Мной.

– Вопрос: «Что такое дух в человеке? Раньше думала, что дух и душа – это одно».

– Дух в человеке – это высшее свойство души, высший состав души. Свойства духа: его разумность, его бессмертие и поиск Творца. Дух человека никогда не может удовлетвориться ничем земным, он успокаивается только в Боге. Это вектор к вечности, к Христу Спасителю. Дух человека сопряжен с совестью. Различение добра и зла – свойство человеческого духа. Дух человеческий сопряжен с даром слова, мысль рождается в глубинах духа человеческого. Наконец, дух наш – это царственное начало. Помните, Адаму было сказано, чтоб он обладал рыбами, землею, был царем на земле. Вот царственное начало в нас – это деятельность духа. Дух должен управлять душой, чувствами, волей, мыслью. Душа должна управлять телом. Вот такая иерархия. В таинстве Крещения именно Дух Святой снисходит в недра нашего человеческого духа. А человеческий дух просвещает тело и душу. Дух всем заправляет, он голова.

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Как понимать: “Иже везде сый и вся исполняяй”? Дух Святой посылается на землю; получается, идет какое-то перемещение в пространстве? В Библии сказано: Дух носился над водами».

– Дух Святой везде присутствует и все Cобою наполняет. Он Бог. А Бог и Всемогущ, и Вездесущ, Всевидящий, Всеслышащий. Но сегодняшний праздник говорит о некой тайне. Господь Иисус Христос, взяв на Себя грехи человечества, восстав из мертвых и взойдя к Отцу, исходатайствовал пришествие Святого Духа в человеческие сердца. Отныне всякий, кто желает вступить в единение с Богом, обретает это единство в глубинах своего сердца через таинство Крещения, через прочие таинства Церкви. Резервуар человеческой души (вспомним апостолов Сионской горницы) наполняется энергией Святого Духа.

В Ветхом Завете мы видим, что пророки не были лишены Святого Духа, Его силой они говорили, пророчествовали. Но наше единение с Богом так, чтобы Дух Святой, как в обители, в нас пребывал навечно, становился нашим достоянием, сокровищем, собственностью в лучшем смысле этого слова, – это дар, исходатайствованный нам Богочеловеком Иисусом Христом. Через человека, через человеческие сердца Дух Святой распространяется и освещает Своим животворным действием весь космос.

Давайте вспомним святых. Преподобный Сергий, Серафим Саровский приручали диких зверей. Преподобный Серафим мог среди зимы преподнести вам веточку свежей клубники. Дух Святой творит форму, свершает невиданные чудеса, но проводником этого действия является человеческая душа. Святые преобразили Русскую землю; вспомним Северную Фиваиду, Валаам, Соловки, Коневецкий монастырь. Монахи там и ананасы выращивали, если говорить о всяких климатических чудесах и чудесах трудоспособности нашего народа. Таким образом, мы постигаем значение сегодняшнего праздника в глубинах нашего сердца, где встречаемся с Богом. А через кроткое, молящееся, любящее сердце христианина Дух Святой воздействует на окружающую нас среду.

– Вопрос телезрителя: «Как сотруднику в храме научиться спокойно реагировать, если видишь несправедливость со стороны старшей?»

Мир имейте между собою – слова Христа. «Насколько возможно, мир имейте с окружающими», – сказал апостол Павел. Как научиться этому? Держаться обеими ручонками за Спасителя. В глубинах сердца всегда призывать на помощь Господа. «Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Пресвятая Богородица, удержи мое сердце в кротости и мире». Человек, когда призывает Господа, всегда получает невозмутимое состояние души.

Вопрос телезрителя: «Могут ли жениться крестные одного ребенка?»

– По канонам Церкви – одно лицо должно принимать обязанности восприемника: лицо соответствующего младенцу пола. В русской традиции действительно кум и кума, крестный отец и крестная мать, вступают в духовное родство. И в нашей тысячелетней традиции не принято, чтобы крестные сопрягали себя супружеским союзом.

– Вопрос телезрителя: «Позволительно ли автору, пишущему стихи и рассказы на православную тематику, использовать псевдоним?»

– А почему нет? Может быть, вы не желаете оказаться в лучах всяких киностудий, не желаете, чтобы восторженные читатели присылали вам свои «лайки». Псевдоним – явление распространенное даже среди писателей Церкви прежних столетий.

– Как Вы думаете, нужно ли такому автору узаконить свои авторские права?

– Авторские права – вещь серьезная. В наше время пиратство распространено даже среди крещеных людей. Авторские права могут быть закреплены за вами, даже если вы носите псевдоним. Юридический документ должен оформляться заранее.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно относиться к слишком частому злоупотреблению некоторыми людьми твоей добротой, временем и неумением ни в чем отказать?»

– Если Вы такой зайчик смиренный, что на Вашей шее все сидят, то иногда с большой любовью Вы могли бы сказать: «Марья Алексеевна, хорошенького понемножку. Не все коту масленица». Христиане – это кроткие существа, никого не должны обижать, но и не нужно становиться ишаком, которого погоняет каждый человек. А сейчас многие люди отнюдь не страдают скромностью и деликатностью. Поэтому уметь сказать нет очень важно. Желаю вам, да и себе, не обижая человека, решительно говорить: «Простите, это не по моим силам».

– Вопрос телезрителя: «Почему не происходит все так, как мы хотим? И как не расстраиваться, если все идет не по плану?»

– Слова «хочу», «не хочу» магические, это мантра, заклинание, религия современного человека. Каждый, кто мало-мальски знаком с Евангелием, помнит молитвы Спасителя: «Отче, не как Я хочу, но как Ты, да будет воля Твоя».

Ведущий Сергей Платонов

ТВ Союз

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024