Тел: +7 (916) 225 0962                   E-mail: o.artvladimirov@yandex.ru

В Царстве Небесном не женятся и не выходят замуж

 

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с отданием праздника Преображения Господня, который уступает место предпразднству Успения Всечестныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Спаситель премудро отвечал саддукеям, не верующим в бессмертие и даже не признававшим бытие человеческой души. Они спрашивали о некоей женщине, которая семь раз выходила замуж, потому что предыдущий ее супруг умирал, оставляя ее бездетной. Саддукеи выдумали подобную историю, дабы поставить Спасителя в затруднение относительно будущей жизни, в которую они, преданные исключительно земле и служению плоти, не веровали. Кому же будет принадлежать эта жена, которая, по закону Моисеову, оставаясь бездетной, была обязана после кончины супруга выходить замуж за ближайшего родственника, дабы он восставил семя усопшего брата? Выслушав эту неуместную притчу, Спаситель строго вразумил Своих совопросников: ... заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (то есть имеете нелепые представления о Царстве Небесном, думая, что там обстоит дело так же, как и на земле), ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22, 29-30). И далее Господь в самое сердце поразил неверующих, которые более веровали в царство смерти, чем в царство вечной жизни, сказав, что после смерти человек не исчезает, не умирает полностью. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 31-32). Этими словами Спаситель совершенно заставил умолкнуть Своих сопротивников и привел в радостное изумление тех простых людей, которые стали свидетелями Божественной премудрости, струившейся из уст Спасителя.

Иные из святых нашей Церкви, в частности, преподобный Максим Исповедник, разумели эту притчу духовно. Под женой они имели в виду человеческую душу, а под семью братьями – семь заветов, которые Бог последовательно заключал с человеческим родом, желая привести его к совершенству. И действительно, первый завет  Бог заключил с Адамом, изгнанным из рая, обещав ему благословенное семя, которое некогда сотрет главу змию. Затем заключил завет с Ноем, обещая ему более не наводить потопа на землю. Затем ─ с Авраамом, сказав, что от чресл его произойдет обетованное семя, через которое благословятся все народы. Затем заключил завет с Моисеем, преподав человеческому роду через этого угодника Божия десять заповедей. Позднее – с Давидом, обещав от плода чрева его даровать миру Искупителя. И так последовательно – до Иоанна Предтечи, с которым заключил завет, призвав весь род человеческий к покаянию. Последним же, седьмым заветом, был Новый Завет, посредством которого и доставляется спасение человечеству, чрез обновление его Кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, в Царствии Божием, по слову Спасителя, уже не женятся и не выходят замуж. Тот, кто разумеет Писание по духу, знает, что уже в этой, временной жизни иные пребывают, как ангелы на небесах, принимая Царство Божие, пришедшее в силе. В этих словах Спасителя можно видеть указание на монашеский род, тех, кто добровольно остается в безбрачии ради беспрепятственного служения Господу и всегдашнего пребывания в покаянии и молитвах. Но в этих словах – и указание на нравственное совершенство всякого православного христианина.

Каждый из нас призван быть, как ангел на небесах. Что это значит применительно к нашей жизни? Священное Писание отвечает на этот вопрос вполне удовлетворительно. Сам Спаситель говорит, что Ангелы малых мира сего всегда видят лице Отца Небесного (см: Мф. 18, 10). Значит, всякий христианин призван учиться ходить пред лицем Божиим, как Адам в раю, стоя пред славой Божией преимущественно в храме Господнем и по исхождении из храма, в храме своего сердца денно-нощно совершая молитвенную службу Господу Богу Вседержителю. Видеть лице Отца Небесного – значит, плотно закрыв двери сердечной келии, всегда внимать, призывать имя и проливать моления пред лицем Сладчайшего Жениха нашего сердца – Спасителя, Господа Иисуса Христа. Это заповедано не одним монашествующим, но всякому, кому наречено имя Христа Господня.

Быть, как ангелы на небесах, – значит всецело проникаться одним стремлением, одним желанием, одним чаянием – исполнять волю Божию, благую, угодную и совершенную, о чем всякий из нас ежедневно просит в молитве Господней: «… Да будет воля Твоя, Господи, яко на небеси и на земли…». Пребывающий в воле Божией пребывает вовек. Волю боящихся Его [Бог] сотворит и молитву их услышит... (Пс. 144, 19). И действительно, главной нравственной задачей христианина является сосложение, соединение собственной немощной человеческой воли со всесовершенной волей Божией, изложенной, явленной, запечатленной в Священном Писании. А если кто спросит, какова эта воля Божия, пусть обратится к апостолу Павлу, который дал прекрасный ответ на этот вопрос: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5, 16-18).

Ангелы, пребывающие на небесах, всегда изменяются от меньшего к большему, от одной добродетели – к другой, превосходнейшей, восходят от меры в меру и от славы в славу. И тот, кто хочет быть ангелом на земле, должен всегда просить Господа, дабы стопы его исправились (см: Пс. 36, 23), дабы ему сегодня же оставить греховные немощи, дурные обычаи и сделать хотя бы один шаг в направлении Царствия Божия.

Ангелы Божии всегда пребывают в радостном славословии, благодарении и хвале нашего Создателя. И тот, кто хотел бы быть ближе к небесным силам, должен, помимо покаянных молитв, от всего сердца, от всей души, с искренней благодарностью славить Господа Бога своего. Этому учит нас Церковь, предлагая нам хвалитные псалмы, научая нас воздавать благодарение Господу не только в радости, но и в скорбях.

Ангелы Господни суть вестники Его воли. Ангелы Господни суть служебные духи, посылаемые для вспомоществования человеческому роду. И всякий христианин призван быть мирным, тихим и светлым ангелом, меньше думающим о своем благе, чем о пользе и благе ближних. Нося бремена друг друга, мы исполняем закон Христов; сочувствуя и сострадая немощным братиям, укрепляя и словом, и делом тех, кто нуждается в помощи, мы бываем весьма приятны и угодны небесным Ангелам, всегда соприсутствующим ученикам Христовым и помогающим им нести жизненный крест.

Ангелы Господни– существа крылатые, легкие, существа, которые ревнуют единственно о богоугождении, радостные и блаженные. И Мать Церковь каждого из нас делает таким ангелом, если только мы с искренним сердцем приступаем к Богу, каемся из глубины души и приобщаемся Святых Христовых Таин, становясь причастниками и Божественного естества, и человеческой природы нашего Спасителя, принимая такой дар, которого и Ангелы не имеют. За что Господу подобает слава во веки. Аминь.

26.08.05.