Тел: +7 (916) 225 0962                   E-mail: o.artvladimirov@yandex.ru

О гордости и тщеславии

(Беседа перед исповедью)

По свидетельству Святых Отцов, страсти тщеславия и гордости являются самыми трудноуловимыми, и в них всего труднее каяться. И если прочие страсти боятся добродетелей поста, молитвы, милосердия, то тщеславие и гордость уживаются с добрыми расположениями, привходя и отравляя собой внешние большие и малые предпринимаемые христианином подвиги. Они всегда поминаются вместе, являясь то ли родными сестрами, то ли состоя в отношениях отца и сына или матери и дочери.

 

Святые Отцы затруднялись однозначно определить, какая страсть рождает другую, взаимно питая друг друга, хотя верно и то, что тщеславие ведет к возрастанию гордости в человеке. Однако между ними есть и достаточно ясные различия. Тщеславие питается через неправильное отношение к ближним, а гордость может находиться и вовсе без нашего сообщения с ближними. Гордость извращает взаимоотношения творения и Творца, а тщеславие разрушает правильное общение творений между собою. Сколько бы человек ни подходил к исповеди, ему всегда полезно вспоминать эти страсти, ощущая в себе их действие, и каяться, хотя бы и не сразу и не вдруг умалялось в нас действие этих страстей.

Тщеславие — страсть,  близкая к греху воровства. Она состоит в поиске тщетной, суетной, ложной славы, которую воровским образом хочет присвоить себе человек, не желающий воздавать славу Единому Господу. Тот, кто не ищет в своей жизни прославления Господа, не делает прошение «Да святится имя Твое!» своим жизненным девизом, так или иначе будет искать собственной славы; присваивать себе то, что ему не принадлежит, потому что слава, воздаяние славы, прославление принадлежит лишь Единому Богу, как сказано: «Не нам, не нам, но имени Твоему слава!»(…); «Тебе, Господи, подобает слава, нам же стыдение лица нашего», то есть нам подобает лишь стыдиться своих несовершенств, пороков и грехов, а все доброе не только приписывать, но и однозначно относить к Творцу и Спасителю нашему.

 

Гордость же есть самый опасный недуг. Как правило, он провоцируется застарелым тщеславием. Принимающий всерьез, относящий на свой счет похвалы, комплименты, прислушивающийся к льстивым речам заболевает гордостью. И не тревожимый общением с людьми человек гордый носит в себе мысленную скверну, сердечную тьму, которая скрывает его сердце от Бога. Гордость есть потеря ощущения зависимости от Создателя, не исповедание нужды в Нем. Гордому человеку представляется, что он самодостаточен для земной жизни, что он собственными силами все может управить. Гордый может дойти до такого помрачения, что откажется признать над собой Вышний Суд, о котором поэт говорит: «Есть вышний суд, он не доступен звону злата».

 

И вот мы, всякий раз подходя к исповеди, прежде всего, должны просить Бога, дабы Он дал нам ощутить в себе эти неестественные, противоестественные страсти, насадить которые в нас более всего старается лукавый, ибо, согрешив гордостью и похитив славу, принадлежащую Богу, он знает, как легко заразить человека этими страстями. Не обязательно даже похищать у него веру в Создателя! Верующий в Бога, но тщеславный и гордый нечист пред Господом и лишает себя благодати Божией. Поэтому, несмотря на то, что эти страсти кажутся нам не такими грубыми и не столь заметными, как страсти плотские, они более всего опасны и заразительны, ибо они более всего делают сердце человека нечистым пред Создателем. Поэтому нужно всегда зазирать себя, окаивать, осуждать в этих пороках, прося Господа даровать нам способность хотя бы различать эти страсти, чувствовать их, дабы мы могли положить начало нашему покаянию.

Несомненно, тщеславие – страсть, причиняющая мучение человеческому духу. Тщеславный никогда не бывает мирен и покоен. Но тщеславие – это змея, которая угрызает человеческое сердце и сосет из него жизненные соки и кровь, лишая нас блаженства, которое есть удел смиренных, простых, незлобивых и кротких. Прости нас, Милосердный Господи, и помилуй!

 

Тщеславный и гордый человек иногда в своем ослеплении полагает, что его жизнь богоугодна, что он угождает Создателю. Помыслы тщеславия внушают нам, что Небесный Отец с благоволением взирает на нас, что Он отдает дань нашим подвигам, посвященным богоугождению. Гордость и тщеславие внушают человеку быть довольным своим образом мыслей и жизни. Прости нас, Милосердный Господи, и избави от этого неправильного самоощущения!

Тщеславный и гордый человек, встав на молитву, не видит как следует своих грехов, потому что некая пелена самообольщения закрывает от нас нашу собственную душу и не дает нам видеть ее подлинные язвы, немощи, страсти, греховные навыки. Прости нас, Милосердный Господи!

Гордый и тщеславный обольщен этими страстями, и они препятствуют ему видеть его собственное положение. Прости нас, Милостивый Господи, и очисти, просвети и даруй зрети наши согрешения!

 

Тщеславный человек впадает во многие согрешения, являющиеся порождениями тщеславия. Так, например, от тщеславия происходит, по учению подвижников благочестия, страх перед неизвестностью, перед неизвестными обстоятельствами. Тщеславный страдает малодушием, тщеславный находится в состоянии тревоги, тщеславный легко теряет надежду на Господа Бога и впадает даже в состояние паники, уныния и отчаяния. Прости нас, Милосердный Господи, и помилуй!

 

Тщеславный по необходимости бывает мнительным. Он не просто воспринимает ближних, но всегда в некой мутной призме собственного сердца видит намерения ближних искаженными, перетолковывает и неправильно воспринимает их слова, от чего постоянно мучается, потому что сам себе растравляет душевную рану, лишая себя благодатного состояния. Поэтому весьма часто непросто складываются его взаимоотношения с ближними. Он не видит собственных ошибок. Тщеславный с трудом угадывает или вовсе не понимает душевного состояния людей, чем сердца ближних бывают наполнены, обуреваемы. Поэтому тщеславного можно назвать близоруким. Прости нас, Милосердный Господи, и помилуй!

 

Тщеславный человек подсознательно ищет похвалы, одобрения. Его стихия — это действия, предпринимаемые пред взорами ближних. Тщеславный так или иначе всегда работает на публику. Познается это, между прочим, по неспособности или чрезвычайной трудоемкости в совершении им добрых дел. Всегда они совершаются почему-то напоказ или ему о них всегда хочется рассказать, как бы поделиться. Но у него не получается сделать доброе дело по-евангельски, то есть в тайне, так, чтобы ни одна живая душа не знала, что мы совершаем во славу Господа Иисуса Христа. Прости нас, Милосердный Господи, и помилуй!

 

Тщеславный человек бывает обидчив. Всякие жизненные неприятности, связанные с общением с людьми, его до крайности уязвляют, они, как занозы, впиваются в сердце. Он бывает не отходчив, много мучается наедине, от всяких недоразумений, недоумений, ошибок, противоречий. Он сам себя много мучает, растравляя свою  душевную рану, даже лишается спокойного сна, бесконечно обсасывая неприятные впечатления дня. Не может он угомониться, не может их забыть, никак это у него не получается. Прости нас, Милосердный Господи, и помилуй!

 

Тщеславный часто оскверняется добрыми словами, добрыми мнениями, высказываемыми в его адрес, и, допуская до сердца эту скверну, он лишается всех плодов добрых дел. Тщеславие имеет свойство осквернять наше доброделание, милостыню и делать их лишенными всякой цены в очах Божиих. Прости нас, Милосердный Господи, и помилуй!

 

Тщеславие, впрочем, как и всякая болезнь, подлежит врачеванию, если только желать исцеления. И всего лучше, как пшеница от плевел, отделять тщеславие от добрых намерений и дел через самоукорение. Это всегдашнее признание своей собственной вины, даже в тех случаях, когда мы не можем разобраться, в чем она, наша вина, заключается. По учению Святых Отцов, нужно непременно винить себя во всех скорбных и неприятных обстоятельствах, даже тогда, когда мы слышим о себе явную напраслину. Мы должны знать, что она попущена Господом по благословной вине, то есть на это имеется нравственная причина. Любые неприятности всегда являются следствием наших грехов. И тот, кто, даже не понимая и не видя своей вины, винит себя, смиренно вверяя Божиему Промыслу с ним случающееся, тот поступает правильно. Помоги ему, Милостивый Господи! Рано или поздно у него откроются внутренние очи, и он увидит, по какой причине Господь попустил то или иное несчастье, напасть, неприятность. Совершается это, впрочем, по любви Божией, потому что Господь скорбями всегда врачует наши души и направляет их ко благу, к благим последствиям. Помоги нам, Милостивый Господи!

 

Тщеславие врачуется и уединением. Раздувается тщеславие, берет силу  над человеком в общении с людьми. Но тот,  кто мало-помалу ощущает потребность хотя бы на некоторое время уединиться, побыть наедине с самим собою, уже близок к исцелению. Потому что тщеславие непременно выводит человека на арену. Тщеславие ищет одобрительных взглядов, тщеславие питается за счет всяких словесных суждений и похвал. И тот, кто тяготится таким общением, чувствует некоторую тяжесть от него, в уединении обретает внутреннее спокойствие, равновесие, приводит в порядок смятенное состояние духа, — находится на правильном пути. Помоги нам, Милостивый Господи!

 

Уединение, хотя бы малое, полезно христианину, потому что, находясь в уединении, христианин может возвести очи в Богу, обрести способность ходить пред Богом, то есть памятовать о Создателе, ощущать на себе Его взор.  Такой человек учится все, что он ни предпринимает, свершать во славу Господа, и в сердце ощущает покой, мир, тишину. Бог награждает того, кто творит  дела во славу Божию, особенно дела, совершаемые в тайне, которые не встречают признания, понимания, оценки окружающих нас людей. Вразуми и помоги нам, Господи, и помилуй!

 

Врачует от гордости и тщеславия молитва. Чем она бывает внимательнее, постояннее, тем она быстрее приближает человека к добродетели смирения. Молитва есть выражение, плод нищеты духовной. Она выражает нашу нужду в Боге. Молитва связует нас с Творцом, как плод пуповиной связан с чревом матери. Поэтому человек, старающийся внутри себя обращаться к Богу, взывающий к Нему хотя бы и краткими прошениями, мало-помалу приходящий ко всегдашней памяти о Боге, всего быстрее побеждает тщеславие и гордость. Смирение возрастает по мере укрепления в человеке молитвенного навыка. Помоги нам, Милостивый Господи!

 

Человек, выздоравливающий от тщеславия, — это тот, кто чувствует некоторое смущение, когда слышит в свой адрес похвалы или добрые отклики. И тот, у кого болезненно сжимается сердце, кто старается парировать слова ближних, хотя бы они и не являлись откровенной лестью, а исходили от людей неопытных, не понимающих, какой вред наносит человеку похвала, таковый уже на правильном пути. Помоги нам, Милостивый Господи, и помилуй!

 

Нам же нужно каяться в том тщеславии, которое отравляет не только внешние дела, но даже внутренние расположения человеческой души. И всегда просить Господа, дабы Он даровал нам стремление и мыслить, и действовать, и говорить во славу Господа. Всегда мысленно смиряться пред Богом и всегда желать Его Единого прославлять, Ему единому воздавать хвалу, честь, благодарение и славу. Господи, прости нас и помилуй!

 

21.08.2001.

 

Пюхтица

 

 

 

Материалы подготовлены сотрудниками архива

 

P.S. Обращаем ваше внимание, что размещаемые в этой рубрике материалы ещё не были опубликованы автором, поэтому их нельзя использовать для издания. Авторские права защищены. При использовании их в интернет-пространстве необходимо давать ссылки на первоисточник – корректный перепост и на сайт протоиерея Артемия Владимирова