2 августа в Новой Третьяковке состоялась встреча с протоиереем Артемием Владимировым, посвятившим свою своеобразную лекцию-проповедь Троице-Сергиевой лавре.
Жизнь отца Артемия теснейшим образом связана с этой главной русской обителью: десять лет он преподавал в духовной семинарии, а затем трудился там и как священнослужитель. Тесная дружба связывает протоиерея и с Новым Театром, который создал и возглавляет один из авторов экспозиции режиссер Эдуард Бояков. Отец Артемий участвует в спектакле «Государев венец», посвященном истории царской семьи.
Отец Артемий начал с поздравления слушателей, собравшихся в этот пятничный вечер в зале Третьяковской галереи, с днем святого Илии Пророка. В свойственной ему ироничной манере он подчеркнул, что в этот день нельзя работать, зато можно уютно устроиться в кресле и послушать его рассказ.
Отец Артемий:
«Я впечатлен выставкой, философско-религиозными текстами Эдуарда Боякова, работой фотографа Михаила Розанова, запечатлевшего крупные планы, небо. Благодаря этой экспозиции, общее впечатление складывается о России как о едином монастыре, единой обители, стены которой достигают небес. Поражает мастерство русских зодчих. Фундаментальность сочетается с красотой и изяществом соборов, крепостных стен, колоколен. Я иногда думаю, что наше героическое, эпохальное время должно дать импульс нашим художникам. Должен явиться единый стиль возвращающейся к своим корням России. Сегодняшняя эклектика, смешивающая все воедино, должна уступить место новому единству, по которому наша эпоха оставит свой отпечаток во всемирной истории.
Но перейдем к сегодняшней теме - Троице-Сергиева лавра. Буду говорить о ней не столь академично и торжественно, как авторы выставки».
Завершилось выступление отца Артемия оптимистично:
«Священнослужители конца XIX века пророчествовали грозовые тучи и тьму. И на самом деле в ХХ веке так и случилось. Но сегодня мы живем в то время, когда эта ночь ушла. И хотя сгустки тьмы еще обретаются, свет виден».