проповеди

Промысл Божий над послушниками Божией Матери

25 июля, 2024
00:00
00:00

Проповедь на праздник иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 25 июля 2024.

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с праздником древней чудотворной афонской и сербской одновременно иконы «Троеручица», на которой обыкновенно изображается серебряная подвеска – память, благодарственная память святого Иоанна Дамаскина, оклеветанного от дамасского халифа, у него была отсечена кисть, будто бы он предал этого халифа. Но Пречистая Дева явилась Своему избраннику, и кисть отрубленная срослась с рукой, той рукой, которая еще много трудилась, составляя и пиша каноны – знаменитые каноны Пасхи Христовой, Преображения Господня, многие догматические богословские сочинения в защиту икон и точного изложения православной веры.

Когда мы смотрим на эту необычную икону и видим эту третью руку, третью кисть, не знающие истории Церкви недоумевают: что бы это было? Три руки, «Троеручица» – название иконы. А может быть, для нас уместно поразмышлять. Для чада матери Церкви, для христианина, который с верой и любовью обращается к Матери Божией и просит Ее руководства, назидания, знает, что посредством и по ходатайству Пречистой Богородицы Спаситель являет нам все Свои милости и щедроты, из которых самое главное благодеяние – таинство Причащения, мы его в большинстве своем сейчас сподобились. Кровь и плоть нашего Спасителя, неразлучная с Божеством, подарила Богу воплощенному Она, Пречистая Дева Мария. И всякий раз, когда мы с покаянием и верою приобщаемся Святым Христовым Таинам, обновляется наше сыновство в отношении Пречистой Девы Марии, мы действительно составляем с Нею единое целое, если только бережем себя от всякой скверны плоти и духа.

И человек, который нелицемерно чтит Пресвятую Богородицу и прибегает к Ней, прося Ее защиты, заступления, вразумления, вместе с Ней, так сказать, преодолевая все препоны, вырастающие на пути спасения нашего, такой человек понимает, что есть третья рука на иконе Богородицы – это не что иное, как Божия десница, Божий указующий перст. Это рука промысла Божиего – то есть полноты попечения, заботы, опеки, любви к нам со стороны Самого Господа Бога нашего. Тот, кто действительно старается быть в послушниках у Матери Божией, тот кто действительно боится потерять Ее благоволение…вот на исповеди народ рассказывает, что только ни рассказывает. «Батюшка, не могу простить своей почившей бабушке, что она меня назвала сидоровой козой». Как это, не могу простить? Как это вообще можно не простить? «Батюшка, я всех очень уважаю, особенно вас, но на домашних смотрю как на вредных токсичных насекомых». Как? Это о чем? Как можно причащаться Святых Христовых Таин и говорить о том, что у тебя нет сил полюбить? Всего-то навсего полюбить, всего-то навсего пожалеть, всего-то навсего простить. Думаешь: это уже не второгодник, а это уже какой-то условно-досрочно освобожденный, а не Божия душа… вот кто чтит Матерь Божию, должен от Нее заимствовать Ее качества, свойства, добродетели: всем служила, всех любила, всех жалела, всем все прощала, всех утешала. Она просто Херувим многоочитый и Серафим шестокрылатый на земле, второе солнце после Христа. И если ты христианин, и если ты целуешь икону Богородицы, ты сам должен быть маленьким солнышком, хотя бы солнечным зайчиком, общение с которым приносит всем радость и успокоение.

И вот если найдется среди нас (обязательно найдется) следовательский комитет, обязательно найдет такого человека, который действительно является сыном или дочерью Богородицы, в его жизни, такого человека, явится эта третья рука – десница Божиего промысла, о котором много говорится в Священном Писании как о мышце высокой, мышце превознесенной, мышце крепкой. И Сам Христос говорил фарисеям: «Если Я перстом Божиим изгоняю демонов, то до вас достигло Царство Божие». Вот этот перст указующий и есть действие благодати Святого Духа в жизни каждого причастника Святых Таин, каждого почитателя Пресвятой Богородицы. И когда мы говорим о послушании, нужно быть послушным, велению Божию, Татьяна, будь послушна, восстань пророк и виждь, и внемли, исполнись волею Моей. Речь идет, конечно, о том, что мы вверяем себя, молитвами Богородицы, Божественной благодати, и она как будто явственно и зримо ведет нас по этой жизни, как и Спаситель обещал: «Дух Святой Утешитель придет и наставит вас на всякую истину».

Познается пришествие Божией благодати по ясным признакам: вы всех прощаете, вы ходите в мирном, если не радостном состоянии духа, вам противно кого-либо осудить и о ком-либо судачить, но вы на всех смотрите как на Божиих созданий и вам хочется в этой жизни только одного – не ребрышка барашка (мы не против них), не трехкомнатной квартиры с двумя туалетами, а хочется вам беседовать бесконечно с Небесным Отцом, уединяться в глубинах сердца вашего с Женихом Христом, и от Него осияваться лучами смирения, чистоты, радости и любви. И все это нам дано в таинстве Причастия. Кто не верит – пусть проверит. Блажен, кто верует, тепло ему на свете. Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья.

Больше мне сказать как бы нечего. Будемте отдыхать и послушаем молитвы благодарения по причащению Святых Христовых Таин. Слава Тебе, Боже...

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024