телепередачиТВ-СОЮЗ

Добродетель послушания.

13 апреля, 2021

Беседы с батюшкой. 28 марта 2021.

– С Великим постом!

– И Вас с Великим постом. Это важное время нашей духовной жизни. И о многих добродетелях – например, о послушании – сегодня поговорим. Есть такое выражение: послушание выше поста и молитвы. Что же это за понятие – послушание? Как получилось, что это самая главная христианская добродетель?

– С одной стороны, к расхожим фразам, которые у всех на слуху, нужно относиться достаточно осторожно, потому что их легко вульгаризировать, сделать примитивными. И, следуя их буквальному смыслу, легко достичь обратных результатов. С другой стороны, если вдуматься в суть послушания, то, наверное, самый точный ответ мы получим, когда раскроем Евангелие. И, вникая в свидетельство евангелистов, мы увидим, что Спаситель Господь Иисус Христос прошел Своим скорбным, но спасительным для нас путем в совершенном послушании Небесному Отцу.

Воля Отца Небесного, благая, угодная и совершенная, была главным мотивом каждого действия, слова Господа и Спасителя Иисуса Христа. И если Адам не удержался на плаву и разорвал, несчастный, связь с Богом, преслушавшись Творца, то Спаситель Иисус Христос, врачуя падение Адама и вместе с тем указывая нам спасительный путь, не отклонялся от велений Небесного Отца ни на йоту. Об этом-то послушании, то есть верности закону правды и любви, совершенной устремленности творения к Творцу, и идет речь.

Когда я сам себя спрашиваю, что такое послушание для меня как христианина, то нахожу ответ: истинное послушание имеет своей целью ограждение сердца от зла. Зло есть нарушение воли Божией, добро есть исполнение воли Божией. Поэтому подлинное послушание дарует нам освящение, приток Божественной благодати. И в этом смысле разумное послушание действительно избавляет человека от насильства лукавого, от искушений.

Когда мы раскрываем древние патерики и духовные руководства, то встречаем утверждения, что разумный послушник, совершенно доверившийся воле учителя (который не является самозванцем, а носит в себе Божию благодать), живет без скорбей в том смысле, что ему открываются двери в Царство Небесное. Но если мы снизойдем с неба на землю и взглянем на самих себя (все-таки не каждый из нас живет в египетской пустыне у ног преподобного аввы, мы обычные земные люди), то, конечно, надо понять, что послушание есть стремление исполнять заповеди Божии.

Мы должны быть послушны закону Господню, Матери Церкви, ее нежному и святому голосу, совести, которая есть тоже голос Божий. И умение находить царский путь, золотую середину, не отклоняясь ни влево, ни вправо, идти путем веры и верности, смирения и милосердия, молитвы и благодарения – это самое настоящее искусство, которому нас и учит телеканал «Союз».

– Это очень интересная тема. А как же быть, если ты подчиненный и тебе дают какое-то задание, когда ты должен нарушить одну из заповедей Божиих, а если ослушаешься, тебя уволят с работы? Что делать?

– Архангел Иегудиил, один из восьми архангелов, изображается держащим в руке плеть. У этой плети три ответвления – красные нити. А в другой руке Архангел Иегудиил держит венец. Говорят, что этому архангелу нужно молиться, когда начальник самодур. Венец даруется подчиненному, который знает, что никогда не выйдет из русла нравственности, добра. А плеть Архангел Иегудиил использует для того, чтобы согнать со своего места того босса, который превращается в барбоса и соблазняет малых мира сего (подчиненных) на какие-то действия, не укладывающиеся в русло Божьего Промысла.

Конечно, хорошо иметь веру и молиться Архангелу Иегудиилу. Однако на практике, наверное, не всякий служащий присутственного места сразу будет обращаться к Архангелу Иегудиилу. Вот и появляются вопросы: «Батюшка, что делать? Мне предлагают обвешивать и обсчитывать клиентов…» Конечно, христианин – это особая птица, это не ворона с оборванными перьями, не сорока-воровка. Это человек, который не переступит определенной грани и черты. И в иных случаях говорят, что лучше обидеть человека, который понуждает тебя делать что-то дурное, чем обидеть Господа.

Бог шельму метит, с одной стороны, а с другой – Бог не выдаст, свинья не съест. Думается, что дать раз и навсегда ответы на все животрепещущие вопросы, дать универсальную инструкцию, которая вооружила бы нас в этих деликатных ситуациях, невозможно. Но предложить нашим телеприхожанам всем сердцем призывать Господа и Богородицу, прося о своем вразумлении, обретении этой золотой середины, так чтобы и волки тебя не съели, и овечки были цели, – это тоже искусство, которому учит телеканал «Союз».

– Вопрос телезрительницы: «Я читала о стоянии Зои в "Православных чудесах в XX веке". Молодая девушка пошла танцевать с иконой. И когда ее спросили, кто ее кормил, она сказала, что ее голуби кормили сорок дней, пока она стояла…»

– Речь идет об исключительном явлении, чуде, которое тщательно замалчивалось в безбожные времена и имело место в Куйбышеве (Самаре). Юная особа по имени Зоя дерзнула на вечеринке при отсутствии кавалера взять в руки икону святителя Николая Чудотворца и с дерзостью сказать: «Вот с ним-то я и потанцую. А если Бог есть, то Он меня накажет». Это кощунство обернулось тем, чего никто ожидать не мог. Зоя вдруг окаменела прямо с иконой в руках. Зоя по ночам кричала: «Кайтесь, кайтесь, земля горит в огне».

Агенты и сотрудники Комитета безопасности, прослышав об этом деле, взяли под особый контроль этот дом. Но приезжавшие наряды милиции, бригады скорой помощи не сумели сдвинуть окаменевшую девушку с места. Так от Рождества до Пасхи она стояла на месте преступления, Самим Богом вразумленная. И святитель Николай ближе к Пасхе явился этой девушке милостивно: «Ну что, Зоя? Устала стоять?» И Зоя ожила. Она прожила несколько дней, кажется; причастилась Святых Таин и с глубокой верой отошла в мир иной, перед кончиной сказав, что ее питали голуби.

Наша телезрительница спрашивает, как это понимать. Илию Пророка питали вороны, приносили кусочки мяса ему. Но в данном случае, мне кажется, речь идет о том, что Спаситель, вняв покаянию этой души христианской, поддерживал ее, и мы не можем это объяснить. Благодать Святого Духа поддерживала полгода девушку, которая находилась в непонятном состоянии окаменения, хотя по ночам можно было слышать, как она кричит, призывая народ к покаянию. Это дело выходит за рамки всего обыкновенного. Это было страшное чудо, благодетельные последствия которого до сих пор волнами идут по России. Потому что очень многие пришли к вере там, в Куйбышеве. Шила в мешке не утаить. Благодать Святого Духа поддерживала телесные, душевные и духовные силы этой страдалицы.

– Говорят, что это вымысел. Или правда?

– Сказать можно что угодно. Если бы наш телеканал «Союз» снарядил экспедицию в Самару, выяснил район, где свершилось это событие, есть ли свидетели или их дети, можно было бы провести телерасследование и посвятить этому двухчасовую передачу. Мы бы увидели, что это реальность, точно такая же, как и воскрешение Клавдии из Барнаула. Это случилось много позже, и до сих пор жив сын этой женщины – протоиерей Андрей Устюжанин. Пролежав в морге несколько дней, женщина была Богом вызвана к жизни и впоследствии много свидетельствовала о вере в Воскресение Христово.

– Вернемся к нашей теме послушания. В первую очередь мы должны быть послушны Евангелию.

– Конечно.

– Во вторую очередь – Церкви. Есть слова из Евангелия от Матфея: если Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь. А в чем же заключается послушание Церкви?

– Церковь не может учить ничему иному, как Евангелию Царства. Церковь и хранит в неповрежденной целостности Христово учение. У нас два вероучительных источника: Священное Писание и Священное Предание – то, во что христиане верили всегда, везде. Осенение себя крестом нам передается по Преданию, в Священном Писании прямо об этом не прочитаете.

Итак, наша Мать Церковь есть столп и утверждение истины, поэтому прекрасно говорил преподобный Серафим Саровский: все, что Церковь приняла, все, что она утвердила (Священное Писание, правила святых отцов, совокупность учения Христова), должно быть христианину любезно и приятно. Кто повернулся спиной к ней, не чувствуя света и тепла, тот и Бога не имеет своим Отцом.

Но, конечно, здесь нужно быть весьма рассудительным, чтобы пшеницу не смешивать с плевелами. Различные обрядовые вещи, суеверия, которые как-то привходят в жизнь непросвещенных христиан, не должно путать с положительным учением Христовым. И если вам в храме кто-то скажет, что грешно свечку передавать через левое плечо, вы просто мило улыбнетесь и не будете с этим человеком спорить. Очевидно, речь идет уже о ложно понятом послушании Церкви.

– Благословляете ли Вы своих прихожан, чад на чтение акафистов Великим постом?

– Это дело личного благочестия. Хотя есть такое представление, что акафист как жанр церковно-литургического творчества Великим постом должен отодвигаться в сторону. Но раскроем ежедневное монашеское, священническое молитвенное правило и увидим, что в него входит акафист Спасителю, Богородице в субботу, Николаю Чудотворцу в четверг. В этом смысле многие из нас, еще не имея внутренней личной молитвы как предстояния Богу, знают, какую благодатную силу и воздействие оказывает на нас чтение канона или акафиста. Вот говорят, обращаясь к батюшке: «Благословите меня прочитать акафист блаженной Матроне, а то начальник, видя, что я не подворовываю, собрался меня увольнять; благословите Матронушке помолиться, акафист почитать». И батюшка скажет: «Бог благословит, давайте и я вместе с Вами почитаю молитву, чтобы Матронушка поскорее этого начальника на повышение направила».

– Чтобы место освободил.

– Свято место пусто не бывает.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Вы сказали о разумном послушании. У меня вопрос с этим связан. Я понимаю, послушание Богу – это одно, а если это связано с человеком (особенно занимающим высокое положение), то как бы наше послушание не оказалось обыкновенным человекоугодием».

– Мы как раз и беседуем о том, что христианину потребна рассудительность. Однако замечательно сказал святитель Кирилл Александрийский, живший одновременно с Иоанном Златоустом, что Богу угодно, чтобы человек слушался хоть кого-то на земле. И Бог открывает Свою волю через человека.

Например, на современном Афоне считается, что если послушник, подвижник, новоначальный инок не имеет духовного отца, то есть совершает все по своей воле (молитвы, посты), но не отсекает своих эгоистических желаний перед конкретным человеком, считается, что он пребывает в самообольщении, прелести. Обязательно должен быть духовный наставник, перед которым ты будешь смиряться и таким образом получать благодать от Самого Христа Искупителя. Но в отношении послушания нашим наставникам давайте будем держаться этого золотого правила: все, что сообразно с Евангелием, мы принимаем. Но если от нас требуется что-то, что посягает на нравственный закон, – извините, но это не проходит.

Человекоугодие – это как раз стремление угодить человеку, поправ закон Христов, когда мы, как лицемеры, отметаем заповедь Божию. Ваш вопрос действительно очень актуален, потому что человекоугодие тихой сапой, эдакой змеей всегда пытается проползти в человеческие взаимоотношения, будь то учитель и ученик, подчиненный и начальствующий, солдат и генерал. Христианин должен изживать из себя лизоблюдство, подхалимаж, стремление выслужиться, особенно если это связано с тем, чтобы подставить, как-то унизить другого человека, подорвать его авторитет.

Христос Спаситель прям и честен, чист и непорочен. Спаситель наш совершенно чужд каких бы то ни было недостатков и пороков, поэтому молитва ко Христу мало-помалу выравнивает весы сердечные и учит нас избегать подличанья, которое и называется человекоугодием.

– Такой вопрос: «Великий пост – это тоже послушание, например, в приеме пищи. А как быть инвалиду, ведь ему требуется иное питание?»

– Этот вопрос многих заботит, и святоотеческий ответ на него такой: больному телу пост не прописан. Если твои хвори, недуги, диагноз, врачебная терапия, курс лечения требуют определенной диеты, то будь доктором Айболитом для самого себя. Пост должен делать нас не больными, а здоровыми, не на нас пост ездит верхом, а мы должны оседлать его. Поэтому каждый должен рассуждать, трезво оценивать свое состояние, положение: одно дело – школьник, другое – студент, третье – ведущий телеканала «Союз», четвертое – батюшка.

И батюшки тоже все разные: у кого-то угроза диабета, у кого-то малокровие, у кого-то астения, а кто-то, как святорусский богатырь, поднимает 150-килограммовую штангу.

Например, на Соловках в царское время кузнецы, работающие в кузне, ели круглый год мясо (это были не монахи, а монастырские крестьяне), потому что помахать молотом при ковке – это такой расход мышечной энергии, что без животного белка не обойтись.

– Жизнь современного человека часто показывает, что все люди привыкли быть слишком самостоятельными, иметь свободу, самость. Как же здесь быть с послушанием, если ты привык решать все сам и у тебя нет авторитетов?

– Давайте вспомним Федора Михайловича Достоевского, который произнес такую страшную фразу: «Ко всему-то подлец-человек привыкает». То, что ты к чему-то привык, еще не означает, что предмет твоей привычки спасителен. Господь говорит: кто хочет быть Моим учеником, да отвержется себя (то есть наступит на хвост собственной самости, самомнению в голове, самолюбию в сердце и своеволию в области деятельности). Эгоизм – это главная наша язва. Каждый носит в себе это родовое пятно, эту опухоль. И поэтому Великим постом особенно удобно объявить борьбу собственному эгоизму. А для разумного христианина выполнить чужую просьбу, стушеваться, уступить – это как раз упражнение в том, чтобы чуть-чуть умаляться и этот махровый эгоизм убирать.

Я, как священник, замечаю, что люди могут настолько срастись со своим эгоизмом, что к пожилым годам бывают навязчивы, оказывают психологическое давление, никого не могут послушать. Возникают конфликты с молодежью, потому что свекровь или теща считают, что так, и только так нужно сделать... Береги платье снову, а честь смолоду; пока земля еще вертится, мозг работает, руки-ноги двигаются, нужно уметь посмотреть на себя со стороны и сказать эгоизму: нет, отныне будет не так, как ты хочешь, а как Бог даст.

– Это действительно так. Знаменитый митрополит Антоний Сурожский говорил, что послушание не от слова «слушаться», а от слова «слушать».

– Он очень тонок в своих духовных постижениях. Действительно, послушник – это тот, кто слышит своего наставника, разумеет его слово и отзывается на него. В этом смысле послушание заключается в том, чтобы познавать волю Божию, благую и совершенную. Не отождествлять твоего наставника (как человек он ограничен, имеет право на ошибку) с Самим Спасителем (телезритель нас как раз об этом спрашивал) и уметь, разделяя пшеницу и плевелы, выполнять сказанное вам начальствующим лицом, но выполнять разумно.

Преподобный Нектарий Оптинский произносил такие удивительные слова: каждое послушание нужно выполнять с достоинством, то есть не тупо, не прямолинейно, а сообразно обстоятельствам, с заповедью Христовой о любви. Ведь если я и тело свое отдам на сожжение, но не имею милосердия, то я ничто. И в этом смысле ложное послушничество, мне кажется, очень опасно бездушием, черствостью, формализмом, казенщиной.

Все, наверное, помнят из советского времени слово какого-нибудь охранника или милиционера: «Не положено». – «Товарищ милиционер, жена рожает, я не могу ждать две минуты, разрешите, по дублеру проеду». – «Не положено». – «Товарищ милиционер, истекает кровью моя жена. Пожалуйста, разрешите сделать несанкционированный поворот». – «Не положено, много вас тут рожает». Христианин все-таки не должен быть таким тупоголовым, он должен понимать, когда Бог непосредственно являет Себя в той или иной ситуации, когда ты, подобно царю Давиду, вкушаешь пять священнических хлебов и кормишь ими оруженосцев, хотя по букве «не положено».

– Вопрос телезрительницы: «У меня есть духовный отец, и достаточно давно я с ним общаюсь, всегда у него брала благословение на все свои дела, всегда с ним советовалась. Но последние полгода я прихожу к нему с какой-то проблемой, спрашиваю, как поступить, он мне дает совет, свое благословение, а получается все очень плохо. И это уже не один и не два раза повторялось. Я в растерянности, даже не знаю, что мне делать: брать дальше благословение или другого духовника искать… Или дело во мне?»

(Далее диалог с телезрительницей).

– А конкретный пример можете привести?

– Мне делали операцию и сделали не очень удачно. Это один пример. Допустим, по работе я советовалась по какому-то вопросу, что-то сделала, как он сказал, но все получилось наоборот.

(Окончание диалога с телезрительницей).

– Я Вас понял. Благодарю Вас за тонкий вопрос, который нам очень нужен для раскрытия темы. Потому что мы только что беседовали о том, что нельзя кондово относиться к предметам духовной жизни.

В данном случае мне хочется снять с батюшки напраслину (правда, она не прозвучала в полном смысле этого слова). Но Вы сказали: батюшка советует. Удалять родинку или нет? Батюшка говорит: «Вы знаете, моя супруга удалила, вроде все благополучно». Но совет апеллирует к Вашей рассудительности, совет не есть директива, и «хорош» (в кавычках) будет тот батюшка, который скажет: «Так, и только так».

Было бы странно, если бы наши милые прихожане отказали себе в рассудительности, королеве всех добродетелей, и не критично, а тотчас бы выполняли батюшкины домыслы. Священник предполагает, размышляет вместе с Вами, но это ни в коем случае не есть руководство к действию. У Вас же на плечах не кочан капусты, а голова. Батюшка высказал суждение, Вы прислушайтесь к нему, вечером помолитесь хорошенько. Идете к врачу или на работу, просите: «Господи, вразуми меня, настави молитвами моего духовного отца, разреши эту трудность во славу имени Твоего святого, укажи все неполезное, отклони меня от ошибочных решений». И вот так, ощупью, с чувством, с толком, с расстановкой, ориентируясь на местности, принимайте какое-то решение, подсказанное самой ситуацией.

То есть, видимо, все-таки нужно немного Вам добавить соли рассудительности, не спешить стремглав бросаться на амбразуру, но, получив совет священника, хорошенько помолиться и приступать к делу, прося Господа Бога Вас направить, вразумить и благословить. Думаю, последствия будут прекрасными.

– Давайте поговорим об этом теперь с другой стороны – со стороны тех людей, которые дают эти послушания. Есть такой достаточно простой психологический тест, один мой знакомый его проходил, результат следующий: не склонен к подчинению, рекомендуется работа в тех местах, где не нужно жестко подчиняться (как в силовых структурах, в армии). Получается, каждый человек индивидуален. Как здесь нужно правильно раздавать задачи и послушания?

– Опытные духовники в этом смысле максимально ненавязчивы. Почитайте пять томов святого Паисия Афонского. Он говорит о том, что все люди различаются. Я сейчас читаю другого святогорца – Иосифа Исихаста, замечательного подвижника нашего времени. Он различает фактуру человеческих душ, говорит, что у всех свои способности, таланты, разные возможности. Есть люди с медной шеей, жесткой фактуры, а есть мягкие, как глина или воск. И в этом смысле опытный духовник, когда речь идет о раздаче послушаний, должен понимать, что человеку по силам, а что нет, каков его потолок. По слову старца Паисия, можно легко сломать послушника этой жесткостью, наваливаясь на него медведем с этими послушаниями.

Это действительно беда во многих обителях, хотелось бы пожелать большей чуткости нам, духовникам. Нельзя унижать человека, «смирять» (в кавычках), растаптывая его индивидуальность. Любовь подыскивает слова, ведь не себе я подчиняю человека, а призван, как маэстро в отношении ученика, сделать так, чтобы тот услышал музыку сфер, чтобы предстоял живому Богу и со своим эгоизмом поборолся. Поэтому от компетентных лиц здесь требуется однозначно личное благочестие, то есть предстояние Господу, глубокая внутренняя обращенность к Богу в молитве, которая дает нам постижение человеческой души как тайны за семью печатями.

Вспомним митрополита Антония, который называл душу христианина-послушника горящей купиной, из которой говорит Бог. Представьте себе, что духовный руководитель – это в идеале пророк Моисей, который, предстоя купине, прислушивается к тому, что Бог говорит из ее недр. То есть мы должны постигать волю Божию относительно этого человека, чувствовать его фактуру, устроение, не опережать Божественную благодать, не отставать от нее, не вторгаться, как гипнотизеры, экстрасенсы, чуждые посетители, в сад, насажденный Спасителем, но быть скромными садовниками, которые окучивают его, поливают, предоставляя Господу взращивать драгоценные небесные цветы в сердце послушника. Искусство тончайшее, за которое лучше даже и не браться. Не случайно говорит апостол Иаков: немногие делайтесь духовными учителями, ибо вам грозит большее осуждение в случае несоответствия занимаемой должности.

– У меня был такой случай. Когда в храме не было священника, пришла женщина. Я был семинаристом второго курса, она что-то спросила, хотела обратиться к священнику. Я сказал, что могу ей помочь. Она на меня так посмотрела, что больше я никогда ничего подобного не говорил. В воспоминаниях митрополита Питирима (Нечаева) «Русь уходящая» есть пример, как распределять задачи. «Кошечка, скажи "гав"; она ему "мяу". Кошечка, скажи "кар-кар"; она ему "мяу". Кошечка, скажи "мяу"; она ему "мяу"». Вот так нужно каждому человеку дело подбирать.

– Тонкая пища для размышлений.

– Получается, что послушание идет нога в ногу с такой добродетелью, как смирение, и с такой страстью, как гордыня. Можно же слушаться нерассудительно и гордиться. Можно это как-то прокомментировать?

– Упоение самим собой, приписывание себе каких-либо талантов и особенно осуждение окружающих («я не такой, как эти тормозящие, я пламенный мотор, а они ржавые дрезины») – это, конечно, очень опасно. Человек, склонный к высокомерию, особенно в ком нет главной стихии христианской жизни – сострадания, жалости, сочувствия («и нам сочувствие дается, как нам дается благодать»), с жесткой фактурой, склонный к гордостному осуждению, много набьет себе шишек, прежде чем поймет, кому он служит. Христу Человеколюбцу, а не какому-то абстрактному Абсолюту, Богу ученых и философов.

– Сейчас я бы хотел попросить Вас обратиться к нашим телезрителям по традиции.

– Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающей третьей седмицей Великого поста и желаю самому себе и вам, чтобы мы прислушались к завету Александра Сергеевича Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Давайте отложим в сторону огнеметы и будем нашим словом умягчать и просвещать сердца человеческие. Мне было очень приятно затронуть такую непростую тему. Надеюсь, что следующая наша встреча пройдет даже на более высоком уровне.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

ТВ-СОЮЗ

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2021