телепередачиТВ-СОЮЗ

Беседы с батюшкой 12 декабря 2021

27 декабря, 2021
00:00
00:00

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Сегодня праздник апостола Андрея Первозванного. Это настоящий русский апостол. Он особо почитается в нашей истории. Он пришел на место, где сейчас Киев.

– Еще нужно упомянуть о Тавриде, неподалеку от Херсонеса. Я сам видел, где плещутся волны у дикого берега, стопу, запечатлевшуюся на камне. Указывают даже, что есть случаи благодатной помощи, исцеления. Не будем забывать еще и город Сухум. Осенью я побывал в Абхазии. В этом городе сошлись одновременно три апостола: Андрей Первозванный, нашедший вскоре в скифских степях свою мученическую кончину, апостол Матфей и Симон Кананит. Это единственный город, кроме Иерусалима, где одновременно встретились три апостола.

И хотя скептики (ученые и историки) еще в XIX веке сомневались в этой гипотезе, но Андреевский флаг и главный орден России в честь Андрея Первозванного свидетельствуют о том, что святой апостол Андрей опекает шестую часть мира под названием Русь. Говорят, что следы его духовно запечатлелись до Валаама. Имя «Андрей» значит «мужественный». Хочется поздравить тех, кто получил имя в честь этого замечательного апостола (среди них есть и сотрудники нашего телеканала «Союз»), и пожелать им мужества. Мужество нам необходимо, чтобы быть выше всяческих страхов, чтобы нести свой крест ответственности и долга для того, чтобы трудиться не за страх, а за совесть.

– Вопрос телезрителя Евгения: «У меня вопрос о притче о талантах. Как я знаю, у иудеев это денежная единица, мера веса, ею измеряли золото или серебро. Также говорят, что таланты – это свойства человека, которые нужно развить. Почему этому нерадивому рабу такое жестокое наказание – «выбросить во тьму внешнюю», в преисподнюю, за то, что он золото не приумножил или не выявил свои таланты, не стал великим музыкантом? За это не может быть такое жестокое наказание. Если такое жестокое наказание, значит, что-то другое подразумевалось под этим. В чем духовная составляющая этих талантов?»

– Вопрос очень глубокий, относится он к изучению Евангелия. Батюшкам отраднее слышать такого уровня вопросы. Мы имеем дело с притчей. Все притчи Христа говорят не столько о земных реалиях, сколько о Царствии Небесном. Под талантом, который на языке иудеев и греков того времени прежде всего означал меру серебра или золота, нужно в соответствии с символическим языком притчи прежде всего иметь в виду дар Святого Духа, Божественную благодать, дарованную нам в крещении. Назвался груздем – полезай в кузов. Кому много дано, с того много и спросится. Божественная благодать не терпит стагнации, залеживания. Это вечно действующая Божественная сила. Поэтому ставший причастником Божественной благодати должен всегда подвизаться, всегда действовать, всегда думать о ее умножении, в противном случае человек становится недостойным дара Святого Духа, угашает его.

Эта притча говорит о сугубой ответственности христианина пред Господом, излившим на нас Свои дары. Закопать серебро в землю – это загнать благодать Божию на периферию нашего сознания, жить исключительно мирскими интересами, оказаться непокорным, упрямым перед Богом и таким образом загубить то, что дано.

Ты рожден летать, а всю жизнь ползал. В этом смысле язычник, чуждый Христа, потерпит меньшее наказание, он будет судим своей собственной совестью, а христианин, коль скоро не обрел через трудничество крыльев смирения, молитвы, любви, чистоты, не позволил Христу вселиться в свое сердце, будет наказан строже, чем человек, чуждый Господа.

– Как определить, в чем ты талантлив? Если ты придумал себе какое-то занятие, осваиваешь новую профессию, как определить, по воле Божией это или нет?

– Бесталанных детей не существует. В этом убеждены мы, педагоги. Искусство воспитателя и учителя в том, чтобы пробудить этот талант, найти его в человеке и помочь развить его. Главный талант чад Церкви – это нетленная, вечная, светоносная, Божественная благодать. И пусть даже ты не получил никакого образования, не писатель, не блогер, а обычный человек, но дар любви к Богу и к людям – это то, чем мы все почтены. Коль скоро мы разовьем в себе два начала – смирение (то есть это мыслить о себе скромно) и любовь, то есть милосердие, все остальное приложится.

– Но все-таки нужно быть полезным людям. Говорят даже с неким укором, что хороший человек – это не профессия.

– Хороший человек – не профессия, но хороший человек всегда будет востребован. И, безусловно, талантливый в любви, в смирении сумеет развить все другие таланты. Напротив, если эгоизм пожирает тебя, то рано или поздно у тебя отнимется и то, что ты думаешь иметь. Трагически завершается жизненный путь талантливого, даровитого человека, если он гребет под себя, тянет одеяло на себя. Напротив, что ты отдал – то твое, что ты спрятал – то пропало.

– Нет предела совершенству. И пословица «век живи – век учись» имеет продолжение: век живи – век учись тому, как следует жить. Говорят, что это полная версия этой пословицы. Можно сделать вывод, что если постоянно развиваться, не останавливаться в своих делах, то какой-то талант проснется.

– Безусловно. Еще вспомним Петра Ильича Чайковского, который говорил, что в сердце человека талант – это только пять процентов, а остальное твой труд, который ты должен направлять на развитие, очищение драгоценного камня, чтобы он стал бриллиантом.

– Вопрос телезрителя: «После шестопсалмия как зажигаются свечи? Как зажигать свечи, паникадило? В разных храмах по-разному: где зажигают, где не зажигают; получается, как хотят, так и делают. Есть правила церковные, где написано, что зажигаются свечи после возгласа «Господь, явися нам»? Что такой возглас означает? Он действительно явился к нам дать свет? Важно это или нет?»

– Не нужно смущаться вариативностью местных обычаев. Сколько приходов, сколько епархий, столько каких-то своих традиций и отклонений. Это все-таки не воинский устав, не атомная ракета подземного базирования, предполагающая однозначную инструкцию включения и запуска. Здесь все живое. Полиелей – самая важная часть богослужения утрени, с греческого переводится как «обилие света». В этом смысле совершенно правильно, что после шестопсалмия, когда в храме приглушается свет, тушатся свечи, вдруг вспыхивает паникадило, вновь свечи зажигаются. Это символизирует Христово Воскресение. Мы только правили всенощную под воскресный день либо Христово Рождество. «Воссиял свет сидящим в стране и тени смертной». А в какой именно момент в храме происходит зажжение свечей, не так важно: на возгласе с амвона «Господь, явися нам», исходящем из уст дьякона, или при пении праздничного тропаря. Везде местные обычаи диктуют свое. Важно обращать внимание на символику праздника. Часто даже забываешь, что за каждым движением, за каждой деталью богослужения скрывается духовная суть.

– Я помню монастырскую службу в лавре, гасятся свечи, даже закрываются двери, чтоб хождений никаких не было, по уставу не полагаются поклоны, нужно стоять и никому не мешать. А потом мирная ектения, и храм оживает, начинают зажигать свечи.

– И все, раскрыв глаза, видят обилие света, и поневоле душа помышляет о явлении Бога во плоти и Его победе над смертью.

– Давайте поговорим о культуре дарения, о подарках в нашем православном обществе. Скоро праздники. На день святого Николая тоже дарят подарки.

– Да, Николай Чудотворец редко оставляет почитающих его память без знаков своей милости и внимания.

– Какими должны быть подарки?

– Под старость я стал размышлять чаще о том, что Бог вложил в меня Свой бессмертный образ, Он воззвал меня к бытию. Я существую, и это Его дар, подарок, который я не могу оценить в полной мере. Вся моя жизнь – это дар. То, что мне дано, – это знак Божественной щедрости, отозваться на этот подарок, на этот дар священной жизни я могу, только приучая себя постоянно благодарить и славословить Творца. Бог пришел в этот мир и отдал нам Свою жизнь, взойдя на крест и вкусив смерть вместо нас. Он воскрес и отдает нам Свою жизнь. Мы стали причастниками этого дара через таинство Крещения и вкушение Божественной благодати.

Опять-таки, говоря о культуре дарения, мы видим, что наш Спаситель безмерно щедр, Он не оставляет Себе ничего. Еще тогда, когда мы были неблагодарны и злы, Он дарит нам Самого Себя без остатка. Символ этого: распятие и Его руки, раскинутые с креста. «Вы Мои ученики, если будете любить друг друга, если у вас будет любовь». Любовь – это прежде всего самоотдача, жертва. Любовь побуждает нас отдавать, а не ждать, пока нам послужат и что-то дадут. Когда речь идет о такой приятной стороне нашей жизни, как дарение подарков, прежде всего нужно заботиться о теплом расположении души. Делать все не по внешнему долгу, а потому, что мы сами хотим прикоснуться к душе человека, хотим умягчить сердце, растопить его. Делаем это для того, чтобы восторжествовало единомыслие и любовь.

Когда ты принимаешь подарок, всегда шестым чувством чувствуешь, с каким расположением тебе его дарят: с холодным, безучастным сердцем, для галочки, или это действительно подарок, о котором человек думал, хотел, чтобы это было мне дорого, чтобы я оценил по достоинству его внимание. Мы всегда фиксируем, кто и с каким расположением нам этот подарок преподносит.

– Бывает, приглашая на день рождения или праздник, люди заказывают подарок, и тебя это как-то смущает. Можно ли так делать?

– Если отношения действительно дружеские и подразумевают отсутствие всякого официоза, то да. Нужно только это словесно оформить: «Не парьтесь, Иван Иванович, мне нужна зимняя резина для моего Highlander». Друзьям все позволено.

– Ну, это же не подарок получается?

– Самое важное – сердечный импульс, который исходит из глубины души... К своим 81 годам я пришел к тому, что самый лучший способ провести день рождения – это что-то подарить людям, не ожидая подарков. Мы понимаем, что ничем вещественным душа удовлетвориться не может, она жаждет благодати Святого Духа.

В свой день рождения я всегда стараюсь собрать побольше людей и поделиться чем-то, что сопряжено с литературным творчеством, духовной беседой, пригласить музыкантов; действительно приподнять души, содействовать их просветлению. «Возьмемся за руки, друзья». В наше время, когда люди разобщены, это очень ценно. Зачастую будничное течение жизни не обходится без стрессов, переутомления. Создать с Божией помощью атмосферу бескорыстного радостного общения – вот задача всякого юбиляра.

– Иногда пишут: «У меня нет друзей, я никому не нужен». Но получается, что человек сам ничего не делает для того, чтобы у него были друзья, окружение, чтобы день рождения не проводить в одиночестве. Надо стараться собирать вокруг себя людей, дарить любовь.

– Как тут не вспомнить слова Священного Писания: наперед делайте людям то, что вы желали бы от них получить. В этом смысле щедрость души, маленькое усилие, которое мы должны предпринимать, чтобы кому-то облегчить проживаемый день, всегда отзовутся в нашей жизни праздником, потому что это непреложный Божественный закон. Как не пожалеть человека, сетующего на недостаток любви и на жестокосердие? «И скучно, и грустно, и некому руку подать». Или пожать. В Евангелии нам представляется образ милосердного самарянина. Думаете, как человек отозвался на милосердие этого скромного самарянина, который возлил вино и елей на него, израненного разбойниками, заплатил за постой в гостинице? Думаю, нашел его, и это была дружественная связь на всю жизнь. Как мы относимся к врачам, искусство которых спасает нам жизнь? Мы имя этих людей прячем в сердце, нам ничего не жалко за возвращенное здоровье. Благодарность – одна из самых важных черт личности, которую нужно развивать в детях.

– Вопрос телезрителя Владимира: «В псалмах есть такие слова: *Скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз*. Вы говорите: проси благодати Святого Духа. Таланты – это дары Святого Духа, подарки от Бога, которые ты должен приумножить. А если человеку за шестьдесят, семьдесят, какие таланты может он проситьу Бога?»

– Сегодня у нас в основном мужчины задают вопросы, и они говорят о едином на потребу, евангельских тайнах вечного бытия. Священник поневоле вздрагивает, потому что он понимает свою ограниченность и немощь. Просим у Господа вразумления, как ответить удовлетворительно на этот вопрос...

Хотел бы отослать к апостолу Павлу, к 12-й и 13-й главам Первого послания к Коринфянам, где апостол говорит о вышеестественных дарах Святого Духа: говорении на иных языках, даре пророчества, даре управления Церковью. А затем добавляет: «Но я покажу вам превосходнейший путь». И в 13-й главе говорит о высшем даре, о венце всех добродетелей – любви, которая не раздражается, не ищет своего, не радуется неправде, всему благому верит, все переносит, никогда не перестает.

В этом смысле мы, приступая к Небесному Отцу, по свидетельству святых отцов, наших наставников, должны быть достаточно скромны и осторожны, потому что слаб человек. Спросить можно многое, а вот удержать в своем сердце мудры те, кто прежде всего просит у Господа очищения сердца от страстей, прощения грехов, стяжания, собирания, смирения и любви. Если есть смирение и любовь, то такой человек удержит и иные дары, которыми Богу будет угодно вас просветить. Действительно, смирение – это бездонная полость, в которую войдут, если Господу это будет нужно, и дары поразительные, вышеестественные.

Вспомним святителя Николая Чудотворца, который появлялся во время морской бури перед кораблем, мог остановить палача, уже занесшего меч над невинными узниками (такую силу давал ему Господь). Он прозирал, по Божьему благоволению, мысли и намерения людей, останавливая злых и поощряя добрых, под его руками умножались какие-то земные дары. Но нам всего лучше смиренно просить у Господа Бога здоровья для того, чтобы трудиться далее, мирного устроения души. И просить Господа Бога даровать матушке России твердую поступь, которой бы она вступила в 2022 год.

– Говорят, чтобы любить других, нужно полюбить самого себя. Как относиться к этому утверждению?

– Это учение современных психологов, которые, когда к ним придешь, очень часто говорят: «Ваша задача – полюбить себя, оценить себя. Чаще говорите себе, что вы уникальны, неповторимы. Не позволяйте никому эксплуатировать вас и манипулировать вами, вы предел совершенства». Вроде бы неплохо, но уж очень подозрительно, если памятовать о том, что некогда с небес ниспал такой нарцисс – херувим, ставший сатаной. Полюби ближнего, как самого себя, – эта заповедь чрезвычайно проста, она обуздывает наш эгоизм, учит нас прежде удовлетворения собственных земных нужд позаботиться о ближнем: накорми сначала ближнего, а потом поешь сам, видишь человека нуждающегося – не проходи мимо него, закрыв свое сердце. Собственно, шесть дел евангельского милосердия, которые на суде Господь воспомянет, – это накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, приютить странника, посетить находящегося в темнице и навестить больного. Это образ милосердия и деятельной любви, по которой скучает христианское сердце.

– Следующий вопрос: «По какой причине человек может отказаться принять подарок?»

– По разным причинам… Иногда мужчина дарит подарок особе женского пола с корыстными намерениями, имея обручальное кольцо на безымянном пальце. И она может этим подарком запулить в дядю, который уже раскатал губы. То же самое: речь идет о желании подольститься, подкупить, притупить бдительность. Бывает, что человек дарит подарок с позой, при отсутствии внутреннего смирения, может быть, как бы оскорбляя того, кто должен принять это подношение. И мы говорим, что сердце очень хорошо это чувствует. Иногда бывает благоразумно отклонить такого троянского коня.

Но все-таки, если иметь в виду приближающиеся празднества – Новый год, Рождество Христово, то, конечно, нам, христианам, свойственно противоположное: добродушие, мягкосердечие, радость взаимного общения, стремление будни превратить в праздник, порадовать наших детей, которые уже ждут и надеются на подарок под елочкой. Раньше была такая традиция: в шерстяной носок, связанный бабушкой, положить какой-то сверточек, коробочку для самых маленьких. Еще до революции русские дети верили, что Николай Чудотворец появлялся ночью, пока они спали. Как бы то ни было, но святки, которые ожидают нас, – это время невинного и светлого общения детей и взрослых. И нужно бы уже сейчас подумать о том, чтобы запастись какими-то небольшими подарочками. Важен знак внимания; не контент, а интенция, то есть намерение сердечное.

Я Вам благодарен за эту тему. Сейчас пройдет у нас прямой эфир, приеду и буду, как белочка, заготавливать орешки. «А орешки не простые», а золотые, «ядра – чистый изумруд».

– Понятно, что сейчас рыночные отношения. И многие праздники, даже церковные, становятся неким атрибутом, который в своих целях используют маркетологи: всякие носки продают, создают культ Санта-Клауса. Очень много западных веяний.

– Работники сферы сбыта, потребления услуг держат нос по ветру. Наверное, можно только порадоваться, что сейчас на этих развалах можно найти все, что вы пожелаете. Слава Богу, что мы не живем в эпоху военного коммунизма и продразверстки.

– Но очень много западных веяний.

– А что касается копирования и рабского подражания западным обычаям, думаю, что только лучшие традиции надо усваивать. Они, конечно, усовершенствовались в украшении витрин. У них Рождество – это преимущественно праздник живота и подарков. Но мы можем лишь творчески усвоить культуру дарения подарков. То есть выбирать что-то одно для детей, для наших жен, сестер и матерей – другое. Когда подарки разнообразны, это говорит о том, что глава семьи (или кто-то из домочадцев) действительно человек внимательный, деликатный, потому что любовь проявляется в мелочах. Пустячок, а приятно, если ты хорошо продумал подарок.

В царской семье государь всегда на Рождество и на Пасху заранее готовил подарки, что вам продемонстрирует Музей Фаберже в Санкт-Петербурге. Пасхальное яичко с секретом готовилось в течение всего года. И над одним пасхальным яичком, которое государь Александр III преподносил своей царственной супруге, трудился коллектив из пятидесяти, а то и пятисот человек. И когда вы смотрите на эту роскошь – с любовью сделанные миниатюры, вы понимаете, насколько была высока культура общения в нашей династии. Невольно хочется этому подражать. Я имею в виду не ценовые категории, а меру продуманности, внимания. Так и Господь внимательно и бережно обращается с нами.

– Я, например, помню, что подарки получал на праздник святителя Николая. Я вырос в церковной семье, мне повезло. Но это не значит, что кто-то обделен, сейчас есть все возможности. Я помню, как получил огромную коробку конструктора, и мама говорила, что это мне святитель Николай принес. Я верил в это, и меня почему-то не смущало, что папу зовут Николай. Я верил, что святитель Николай принес этот подарок. Это очень важно. Хорошая традиция.

– Интересно, что я вырос в семье работников умственного труда. Мама преподавала физику в Энергетическом институте, папа был одним из изобретателей отечественных ЭВМ. Мы не были нисколько воцерковлены, хотя крещены. Но поразительно, что с детства, не зная, что есть Господь Иисус Христос и Богородица, я знал, что есть Николай Чудотворец. Я до сих пор его чту как своего покровителя. Теперь я понимаю, что он лишь друг Господа Иисуса Христа и ходатай пред Ним. Но мне приятно, что не только Ваше, но и мое пионерско-комсомольское детство было согрето дыханием Николая Чудотворца.

– Так в поколениях остаются традиции, и это очень здорово. Если человек остался одинок, вместо того чтобы ныть, что нужно сделать, чтобы эти праздники прошли для него не зря?

– Говорят, что именно в уединении, когда мы обращаем ум и сердце к Богу, мы имеем возможность в благодати Святого Духа соединиться со всем человечеством, со всеми братьями и сестрами. А когда мы находимся в физическом общении, мы часто занимаем себя досужими разговорами, тема ускользает куда-то в сторону от духовного, и не всегда после этого общения на душе будет тишь и гладь и Божия благодать. Иногда это общение прямо сопряжено с какими-то греховными страстями: раздражением, гневом, отягощением себя земными благами.

А в уединении, когда вы взираете на полуосвященные лампады и образ Иисуса Христа и сердце ваше обнимает мыслью не только живущих, но и усопших, вы вступаете в действительное (хоть и незримое) общение со всем страждущим человечеством. И молясь за ближних и дальних, вы обретете от Господа такое наполнение Духом Святым, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Поэтому я не хочу разделять уныние и тоску тех людей, которые говорят: «Вот я в четырех стенах совсем один, смотрю в одну точку. И зачем меня мать родила?» Давайте, друзья, дышать верой во Христа и любовью к людям. А ангел-хранитель неизменно бывает с нами. И пусть он не поднимет вместе с вами бокал шампанского, но опустит на ваше воспаленное чело свое белоснежное крыло, и сердцу станет так легко...

– Прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Передо мной здесь часы, и за все время нашего прямого эфира секундная стрелка не сдвинулась ни разу. Поэтому, мне кажется, мы беседовали под знаком вечности.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

ТВ-СОЮЗ

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024